В исламском мире бушуют акции протеста против снятого в США антимусульманского фильма. Скандальный фильм был снят в США, а его премьера состоялась в небольшом кинотеатре в Голливуде в конце июня. Поводом для протестов послужила не сама картина, а ее отрывки, выложенные на портал YouTube и переведенные на арабский язык.
Во вторник в ливийском Бенгази вооруженные люди Нажать ворвались на территорию консульства США, открыли стрельбу и забросали здание гранатами, в результате чего погиб американский посол и еще несколько человек.
Акция протеста прошла и в столице Йемена Сане. Ее участники ворвались на территорию американского посольства и подожгли несколько автомобилей.
Минувшей ночью в Каире вспыхнули новые стычки между силами безопасности и демонстрантами, снова вышедшими протестовать к американскому посольству по поводу антиисламского фильма.
Русская служба Би-би-си обратилась к экспертам с вопросом, могут ли подобные массовые протесты мусульман произойти в России и что думают духовные лидеры. Ситуацию комментируют председатель Духовного управления мусульман Азиатской части РФ Нафигулла Аширов и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов.
Нафигулла Аширов:
«Протесты начались потому, что руководство тех или иных мусульманских стран не выразило, как мне кажется, своего официального отношения к этому богохульному фильму и его демонстрации. Поэтому люди вынуждены были выйти на улицы и выразить свое мнение, так как официального мнения не прозвучало.
Что касается Российской Федерации, я думаю, что руководство страны официально давно уже выразило свое однозначное неприятие такого рода мероприятиям, когда охаиваются религиозные чувства и попираются основы нравственности мусульман или других конфессий, и поэтому сегодня у мусульман нет поводов для таких действий.
Люди вышли на улицы по причине того, что их государства, будучи во многом связанными с США экономически и политически, не выражают своей точки зрения, не выражают своего осуждения по этим богохульным случаям.
У российских мусульман нет такой необходимости, так как руководство России само выразило отношение к такого рода оскорблениям чувств верующих.
В России позиция руководства страны полностью совпадает с позицией мусульман, которые осуждают подобные акции, когда показывают фильмы, в которых насмехаются над пророком, рисуют на него карикатуры, насмехаются над религиозными чувствами людей вообще, как это было и в храме Христа Спасителя».
Дамир Мухетдинов:
«Возможно, что мусульмане в Российской Федерации могут обратиться к властям, будут проведены какие-то мероприятия, возможны акции протеста против ряда посольств стран, которые поддерживали этот фильм, финансировали его.
Но я уверен, что лидеры российского ислама всегда призывают мусульманскую умму, мусульманское сообщество к спокойствию, соблюдению прав, законодательства России. Мусульмане, конечно, крайне возмущены, но на сегодняшний день еще до конца не осведомлены ни о фильме, ни о том, что в этом фильме было показано. Поэтому пока ситуация достаточно спокойна.
Когда появились карикатуры на Мухаммеда, в ряде национальных республик проходили подобные акции, пикеты, но все проходило в рамках российского законодательства и законов шариата.
Мусульмане очень чутко реагируют на все, что происходит в исламском мире. У нас очень много людей с высоким уровнем образования, которые постоянно живут в информационном потоке. Но российские мусульмане придерживаются все-таки рамок закона. Не хочу сказать, что мусульмане Афганистана или любой другой страны более религиозны, если они свой гнев и протест выражают методом насилия. Просто в этих странах есть понятие политического ислама, он срастается с политикой, партиями, движениями.
Поэтому там находятся инициаторы или провокаторы, которые целенаправленно направляют массы людей в определенное русло, чтобы тем самым показать политическое настроение, настроение правящего истэблишмента, отношение к политике Запада, политике Израиля.
У нас нет религиозных партий, у нас, по сути дела, минимальное количество религиозных общественных организаций, которые так политизированно говорили бы о своих правах или лоббировали свои интересы».