Немецкие социологи предупредили об усилении враждебности по отношению к исламу со стороны местного населения Германии. По их словам, неприязнь к мусульманам распространена среди всех социальных слоев - и элиты, и тех, кто живет на пособия.
Подобные настроения наблюдаются практически во всех странах Северной и Центральной Европы. В общем, можно говорить о волне исламофобии. Тот факт, что теперь этими настроениями заражён прежде толерантный европейский «средний класс», и вызывает, по всей видимости, наибольшее беспокойство защитников прав мигрантов.
Центральный совет мусульман Германии требует обратить на «антиисламский расизм» особое внимание, поскольку он распространился до самого центра общества. Сегодня немецкие власти отказываются признавать преступления и акты насилия против мусульман отдельным преступлением, ограничиваясь общей формулировкой «враждебность к иностранцам». Местные же мусульмане требуют введения специальной статьи в Уголовный кодекс страны.
Между тем эксперты в словосочетании «местные мусульмане» призывают помещать слово «местные» в отдельные кавычки. Поскольку нынешние немецкие мусульмане – это в лучшем случае второе-третье (а чаще первое) поколение приезжих (вероятнее всего, из Турции). Местными они могут быть признаны с большой натяжкой. Конечно, люди из стран арабского Востока иммигрировали в Германию и прежде. Но подавляющее большинство из них ассимилировалось, становясь в итоге среднестатистическими немцами.
Другое дело - мигранты последних нескольких десятилетий. Используя послевоенные европейские комплексы (особенно это касается Германии) они максимально (и где-то даже демонстративно) дистанцировались от социокультурных традиций своей новой родины.
Стоит отметить, что увеличивающееся в геометрической прогрессии количество мигрантов из мусульманских стран с каждым годом оказывает всё более серьёзную нагрузку на социальную систему Европы. Примером может быть ситуация с турецкими мигрантами в Германии. С 1979 по 2000 год численность турецкой диаспоры в Германии увеличилась более чем вдвое – с 3 до 7,5 млн. человек. Но при этом число работающих турок осталось примерно на уровне 1979 года – всего лишь около 2 миллионов.
Объясняется это просто. Во-первых, турки в массовом порядке перетаскивают в Германию всех своих возможных родственников, которые уже предпочитают не работать, а принципиально «сидеть» на разного рода пособиях, откровенно эксплуатируя ту систему высоких социальных стандартов, которую немцы создавали десятилетиями.
Во-вторых, турецкие семьи многодетны, но и среди тех, кто появился уже в Германии, распространяется такое же отношение к жизни – «кем бы не работать, лишь бы не работать». Это довольно специфический сплав некоторых национальных особенностей с западной потребительской культурой, рождающий довольно многочисленную прослойку вечных студентов, работников сферы услуг, продавцов маленьких магазинчиков и просто откровенных бездельников. Их нельзя не заметить любому, кто бывал в Европе. Старшее поколение сутками просиживает в этнических кафе, рассуждая на темы политики и экономики. Молодёжь также сутками с многозначительным видом слоняется без дела по улицам.
И это распространённая практика не только для турок (турки это ещё не худший вариант), но и для подавляющего большинства мигрантов-мусульман во всех странах Европы.
Исламовед, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен так пояснил эти процессы в Европе:
«Противостояние определённое и даже вражда в связи с присутствием в Европе мусульманского меньшинства является фактом. Аналитики не преувеличивают в данном отношении. Немало конфликтов там, где мусульманская община довольно обширна и влияет на политическую ситуацию, на общественную жизнь: Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, теперь уже и скандинавские страны. Правда, достаточно долго Германия отличалась тем, что ситуация там была более-менее спокойной, по сравнению, скажем, с Францией. Очевидно, ответственность за такое противостояние лежит на обеих сторонах.
С одной стороны, сами мусульмане не всё делают, для того чтобы снизить напряжённость. Но и европейское сообщество не предпринимает достаточных мер, чтобы избежать таких конфликтов. С одной стороны, речь идёт об исламофобии. С другой стороны, сами мусульмане не особо активно включаются в европейский социум, противопоставляют себя европейской культуре. Это может привести к разрастанию конфликтов. К сожалению, диалог ведётся с большим другом. Или вовсе не ведётся. Поэтому перспективы достаточно тревожащие. Причин для напряженности возникает всё больше и больше. А вот усилий, для того чтобы найти общий язык, явно недостаточно».
Что интересно, признаки исламофобии отчетливо прослеживаются как в католических, так и в протестантских государствах. Достаточно вспомнить речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенную в 2006 году в немецком городе Регенсбург. Глава католиков критически высказался в адрес ислама, вызвав бурю восторгов у своей паствы и гнев у мусульман. Можно привести пример успехов правых политических партий в Голландии, Австрии, Венгрии, Ирландии, Германии, запрет на ношение хиджабов во Франции, на строительство минаретов в Швейцарии и т.д.
Собственно, основные претензии европейцев к мусульманам не касаются ислама как такового. Первая претензия – тунеядство, поскольку многие мигранты не желают работать (а теперь уже и не могут в силу потери элементарных трудовых навыков). Вторая по значимости претензия - пренебрежение местными традициями и культурой. И она не религиозного, а социального толка.
В ответ мусульмане обвиняют европейцев в дискриминации при приёме на работу. В Великобритании, например, уровень безработицы пакистанцев и бангладешцев равен 20% (среди остальных эмигрантов – 11%, по стране – 6%); В Германии – 21% (по стране – 8%), во Франции – 22% (по стране – 13%). Ну и, кроме того, мусульмане полагают, что в рамках законов они вольны исповедовать веру своих предков и совершать все необходимые ритуалы.
На самом деле, как утверждают многие эксперты, корень проблемы в том, что стороны этого конфликта потеряли заинтересованность в мирном сосуществовании. Ни те, ни другие не нуждаются более в компромиссе с иноверцами. Европейские мусульмане – потому что новая родина разрешает им жить и вести себя так, как испокон веков жили и вели себя их предки. А коренное население – потому что полагает, что границы здравого смысла в споре двух цивилизаций давным-давно нарушены. Собственно, это и дало повод ведущим европейским политикам утверждать провал мультикультурализма.
Тимур Шарафиев, по материалам радио «Голос России» и портала newsland.ru