— Не каждый психолог-консультант ориентируется в специфике религиозной и этнической идентичности клиента. Исходя из этого специалист может «наломать дров». Исламский психолог, в отличие от обычного, может проводить параллели с аятами Корана, находить сопоставление с хадисами, помогая человеку увидеть причину и решение своей проблемы.
Исламская психология — это не новое направление, это наше возвращение к первоисточникам. Некоторые несведущие люди выступают за то, что психология и Ислам несовместимы, несправедливо обвиняют психологию в её негативном влиянии. Считается, что если человек верующий, то ему не нужна психологическая помощь, хотя Ислам помогает лучше понимать религию и жить в соответствии с ее канонами. И с годами специалистов в этой сфере становится всё больше. Например, практикующий мусульманин, исламский семейный психолог, человек с религиозным образованием, с многолетним опытом в сфере психологической деятельности в детской тюрьме, в хосписе имени Анжелы Вавиловой, занимающийся реабилитацией нарко- и алкозависимых Абдулазиз Даулетчин.
— Рада Вас приветствовать, уважаемый Абдулазиз Хазрат. Думаю, всем будет интересно, откуда родом такой талантливый человек?
— Мои предки, будучи татарами, больше 100 лет тому назад из-за различных гонений переехали в Казахстан. Отцовский род живет там около 100 лет, материнский — примерно с 70-х годов. Сам я также родился на юге Казахстана, в административном центре Жамбылской области в городе Тараз.
— Как вы пришли к религии Ислам и как на это повлияли ваши предки?
Род моей бабушки из числа верующих, богобоязненных и соблюдающих религию. Именно она обучила меня вере. В возрасте 4-х лет благодаря ей я начал читать намаз. Но в школьные годы, в возрасте начальных классов был период застоя. А родители пришли к этому попозже, в мои студенческие годы.
— Какое ваше любимое блюдо из детства?
— Настоящий бешбармак.
— На какую профессию вы учились за границей и в какой стране?
— В 8-ом классе я решил, что хочу учиться в Индии. Именно в этом возрасте начались мои искания. У меня не было знаний местного языка, было лишь желание изучать религию со всех сторон. Хотя мои родители искренне не понимали, как всю жизнь, условно говоря, можно жить на зарплату имама мечети, к примеру. Но я всё равно настоял на своём и после окончания школы отправился в Индию на поиски знаний. Самостоятельно изучал индоарийский язык, на котором говорят в медресе. Но там я прожил не более 3 месяцев.
— Как сложилась ваша жизнь, когда Вам отказали в продлении визы? Куда на этот раз Вы отправились?
— Местные жители, в том числе и преподаватели, рекомендовали мне перевестись в Бангладеш и продолжить обучение там. Я прислушался к совету: переехал в другую страну, учил новый местный язык — бенгальский, привыкал к новой еде, климату, устоям медресе — и ровно через 1. 2 года там началась гражданская революция. Тогда я принял решение уехать в Киргизию поближе к родным и продолжить обучение там.
— Как Вам в чужой стране удавалось изучать язык и при этом работать среди местных?
— Мне не приходилось там работать. Альхамдулилляh, на протяжении всего обучения морально и финансово меня поддерживали родители. Знаете, жизнь в подобных местах роскошной назвать сложно. Любой студент соблюдает аскетичный образ жизни. Как помню сейчас, на тот момент у меня было три комплекта одежды. Из личных принадлежностей: зубная паста, щётка (иногда просто мисвак), резиновые тапочки. Все услуги предоставлялись в учебном заведении по себестоимости, деньги уходили в основном на покупку книг, тетрадей и ручек, на звонки родителям через таксофон.
— В Киргизии Вы также изучали основы Ислама? Или поступили на светский факультет?
— В Киргизию я ехал с намерением поступить в медресе, за 3 года выучить там арабский язык, а потом снова уехать куда-нибудь, например, в Пакистан. Почему именно эта страна? Объясняю. Ix-xx веке Индо-пакистан провел очень большую работу в Исламоведение (толкование хадисов, тафсиры). Именно на их труды опираются идеи исламского банкинга и т. Д.
— Насколько мне известно, в Бангладеше вам не выдали диплом об окончании. Тогда был ли смысл снова ехать заграницу, учитывая, что в России существует обывательское мнение «Нет корочки, нет знаний»?
— Да, действительно, между нашими странами нет соглашений, поэтому иностранные граждане не могут получить диплом о высшем образовании. Самое главное — это приобретённые знания, а не кусок бумаги. Когда я приехал в Пакистан и сдал внутренние экзамены, то меня сразу приняли на 4 курс. В 2015 году я успешно завершил этот университет и уехал в Россию.
— Если в совокупности с 2008 по 2015 года вы приобретали только религиозные знания, как тогда вы стали семейным психологом?
— Я приехал в Россию, работал советником муфтия по вопросам шариата, параллельно индивидуально обучал арабскому языку. Через год мне выдалась возможность сменить вид деятельности. Я стал заниматься реабилитацией нарко- и алкозависимых, работать с инвалидами (глухонемые, незрячие, немые) при фонде «Ярдэм». Также удавалось работать с родителями в хосписе имени Анжелы Вавиловой и в спецшколе для детей с девиантным поведением. Именно тогда я начал 2 раза в неделю по 3-4 часа читать лекции на духовные темы, какие-то ценности объяснял. Представляете, глубоко религиозному человеку своей речью, понятиями нужно донести информацию нарко- и алкозависимому на его языке? !Конечно же, я столкнулся с трудностями в преподавании — пришлось изучать психологию .
— Кто был вашим «проводником» в мир психологии?
— Во времена "Ярдэм«а, я познакомился с Марселем — обыкновенный психолог, который работал с наркозависимыми по системе 12 шагов .Из общего у нас с ним было: низкий рост, он чемпион мира по дзюдо, а я чемпион Казахстана по карате .
— Вашей первой клиентской базой были как раз-таки старые знакомые, реабилитанты из фонда «Ярдэм», а как в дальнейшем вы набрали ЦА?
— Честное слово, никаких специальных агентств не открывал .Люди узнавали о моих консультациях через сарафанное радио .По выходным я служил в мечети «Нурулла» и там же консультировал людей .
—Будучи семейным психологом, вы чувствуете разницу между исламским психологом и обычным?
— Не каждый психолог-консультант ориентируется в специфике религиозной и этнической идентичности клиента .Исходя из этого специалист может «наломать дров» .Исламский психолог, в отличие от обычного, может проводить параллели с аятами Корана, находить сопоставление с хадисами, помогая человеку увидеть причину и решение своей проблемы .
— Как Вы видите своё будущее ?Есть ли уже намеченные планы ?
— Я хочу реализовать проект «Академия счастливой семейной жизни», а также открыть частную клинику для нарко- и алкозависимых, возможно даже центр для их реабилитации и центр для ресоциализации .
На сегодняшний день за плечами Абдулазиза Даулетчина 16-летний опыт работы в сфере психологии, более 170 сохраненных семей от развода, и вот что он думает о существующих противоречиях ислама и психологии:
— Психология — это наука, которая стоит на стыке знаний о физиологии и философии (об окружающем мире и о себе) .Надо понимать, что многие современные психотерапевтические подходы прежде всего развивались в рамках западной культуры .Теория мотивации, разработанная Зигмундом Фрейдом, теориии Юнга, Гроффа и остальных не сопоставимы с Исламом .Мусульманин видит психологию через призму Корана и сунну Посланника Аллаха ﷺ .А также он чувствует моральные устои и привычки, адаты, традиции своего окружения, правила, привычки своей культуры, семьи, племени, народа, региона и страны .Правила счастливой, богоугодной жизни собраны в разделах фикха (право), ахляка (нравственность) и адаба (этика) .Раньше общество жило согласно этим устоям .Человек жил со смыслом, коллективной здоровой идеологией, исполнял свою роль, не зацикливаясь на себе и своих чувствах, то есть был морально сильным .
Однако с заменой ценностей и принятием нового эгоцентричного уклада жизни, всё это разрушилось .Особенно сильно это сказывается на семьях — самых важных ячейках общества .Моя задача как психолога — понять состояние человека и совместно найти пути решения .Зачастую люди ищут счастье, и я стараюсь совместными усилиями выстроить индивидуальный путь к этому счастью .Достаточно ли ему быть верующим, поклоняться, чтобы решить некоторые бытовые вопросы ?Не всегда .
Например, прося помощи у Всевышнего разобраться в отношениях с мужем или женой, наладить общение с детьми-подростками, всё не произойдёт само собой .Нужно создать причину, а Всевышний будет открывать новые дороги, на пути человека встретятся новые люди, которые помогут решить вопрос, в том числе это может быть и психолог .Обращение к нему как раз является не чем иным, как созданием причин для того, чтобы наше желание воплотилось в жизнь .
Шаура Хасанова