Медресе, в котором учились многие известные татарские деятели, дореволюционная интеллигенция отмечает 130-летие. Важную дату отметят скромным юбилеем в театре имени Г.Камала. Медресе, основанное Галимжаном Баруди сегодня, как и прежде, пользуется популярностью у абитуриентов и имеет свою историю. К ней мы с вами и обратимся.
Как известно, в конце 19 века старые отсталые школы были заменены на более новые, современные учебные заведения. Отметим, что в Царской России чинили препятствия на открытия светских татарских школ. В то же время, возникла острая необходимость в школах с прогрессивными и новыми методами обучения. Открытие «Мухаммадии» в тот период, стало вызовом того времени.
Медресе «Мухаммадия» было одним из самых известных учебных заведений среди татар России. Основоположником его был преподаватель, общероссийский муфтий Галимжан Галеев Баруди. На рубеже 20 века он был известен как видный просветитель, знаток религии, реформатор и философ. История построения медресе состоит из нескольких этапов. В 1882 году отец Галимжана Баруди Мухаммеджан основал одноэтажное каменное здание – 16м. в длину и 8м. в ширину. В честь первого основоположника Мухаммеджана медресе назвали «Мухаммадией», также от его фамилии Галеев оно звалось «Галеевское медресе». Но сразу, в год открытия медресе, число студентов достигло такой степени, что они перестали вмещаться в учебное здание, и это побудило Мухаммеджана на сооружение подпольного помещения, где он также вставил окна, после чего студенты смогли там обосноваться. К сожалению, в 1898 году деревянное здание медресе было полностью уничтожено пожаром. Спустя небольшое время на помощь приходят знакомые Баруди. Это были богатые и авторитетные люди, и с их помощью было построено новое каменное медресе, которое состояло из двух этажей. Слава «Мухаммадии» распространилась среди всех мусульман России и спустя некоторое время в помещении нового медресе становится вновь тесно. Приобрести знания в этом медресе спешили не только татары, но и башкиры, казахи, киргизы, калмыки и другие представители тюркских народов.
Огромное значение медресе «Мухаммадия» состояло, в первую очередь, в том, что из его стен за 36 лет существования вышли тысячи высококвалифицированных применительно к национальной жизни кадров. Это был цвет и гордость нации. Среди них мы встречаем революционных деятелей и борцов за демократию (X. Ямашев, М. Дулат-Али, К. Якуб, К. Туйбактан, С. Габбасов), замечательных художников слова (Г. Камал, Ф. Амирхан, М. Гафури, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, 3. Башири, М. Укмаси, А. Исхак, А. Камал, Ф. Асгат, Ф. Туйкин), ученых и общественных деятелей (Г. Нугайбек, Г. Шараф, X. Бадиги, А. Рахим, Г. Губайдуллин), энциклопедиста-гуманитария (Н. Исанбет), просветителей-педагогов (Т. Ильяс, 3. Ша-киров, М. Галиев), революционера, поэта, полиграфиста (М. Алмаев), археографа и педагога (С. Вахиди), журналистов и издателей (Б. Шараф, А. Хасани), дипломатов высокого ранга (X. Биккенин, И. Амирхан), артистов (3. Султанов, Габдрахман Камал, Габдулла Камал), композиторов (С. Габяши, С. Сайдашев), художника-скульптора (Б. Урманче) и многих других.
Преподавательский состав учебного заведения, где обучалось до 500 шакирдов, был для своего времени весьма значительным. Так, в 1906 г. помимо нескольких ассистентов здесь работало около 20 мугаллимов. В соседнем же медресе «Гаффария» даже в 1914 г. было всего пять преподавателей.По архивным данным, в 1913-1914 учебном году преподавательский коллектив «Мухаммадии» состоял из 20 человек. В него входили Г. Галиев-Баруди (толкование Корана, хадисы), Г. Галиев (Коран), М. Ханафеев (букварь, Коран, вероучение, история ислама), Т. Ильяс (фикх, арабская литература и арабское чтение, изложение, догматика, стихи, вероучение, изречение и нравоучение), Я. Адутов (жизнь Мухаммада, араб¬ская литература), Ш. Бикбулатов (Коран, арабская этимология, вероучение), X. Азизов (арабская этимология, чтение, перевод, диктовка, изречение, всеобщая история, татарский язык), К. Беккенин (этимология, синтаксис арабского языка, арифметика, пе¬ревод, диктовка, чтение, естественная история, арабская ритмика, изложение), М. Хабибрахманов (арифметика, география, история татар, татарский язык), Ш. Мустафин (арифметика, чистописание, рисование, изречения Мухаммада, чтение, диктовка, араб¬ский язык, сочинение), X. Султанов (русский язык, арифметика), А. Заитов (история ислама, рисование, арифметика, счет, этимология, диктовка, география, изречение Мухаммада, Коран, чтение), 3. Уразаев (заучивание наизусть, диктовка, рисование, Коран, чтение, переложение, изречение, арабский язык, чистописание, счет, арифметика, история ислама), И. Джалялетдинов (диктовка, чистописание, Коран, вероучение, чтение), М. Мухаметзакиров (этимология арабского языка, перевод, диктовка, чтение, татарский язык, история ислама, естественная история), В. Булатов (Коран нараспев, чистописание), А. Нигматуллин (рисование, чтение, вероучение, переложение, заучивание наизусть, чистописание, арифметика, счет, диктовка, вероучение), К. Таржиманов (основы юриспруденции, татарский язык, философия, психология, логика), А. Каримов (изречение Мухаммада, арабская литература), С. Нигматуллин (вероучение, арифметика,татарский язык).
В 1901 году мэр города Лебедев дал разрешение на постройку 3-х этажного здания медресе. Баруди приложил много усилий, для того чтобы современный уклад медресе соответствовал санитарно-гигиеническим требованиям того времени. Медресе имело при себе столовую, кухню, больницу, мастерскую обуви, лесничество, переплет книг, огород. Зимой студенты медресе имели возможность кататься на коньках в зимнем саду. В медресе, помимо основного здания, функционировала школа для бедных детей, которые не имели возможность оплачивать учебу. Медресе обеспечивало детей одеждой и учебными принадлежностями бесплатно и даже выплачивало стипендию. Во время открытия «Мухаммадия» ни чем ни отличалась от других учебных заведений, лишь по инициативе Баруди в программу обучения были включены новые дисциплины, такие как арабский язык и религиоведение. В дальнейшем студенты «Мухаммадии» стали выпускать свои газеты, такие как: «Мухаммадия», «Телескоп», «Манзаратуль-галям», «Телчан» и др. У студентов появилась идея создать театр. И как известно, 1906 году в медресе образовался свой профессиональный театр.
В 1891 году, после введения новой методики обучения в медресе, были введены светские дисциплины, такие как математика, география, природоведение, русский язык и т.д. С каждым разом увеличивалась необходимость в расширении светских наук. Параллельно с этим, необходимо было подготовить квалифицированных преподавателей, и в 1907 году 2 мая с этой целью были открыты педагогические курсы. В итоге это учебное заведение превратилось в многоступенчатое медресе, где обучались в течении 12 лет, но в 1913 году обучение преобразовалось и стало 14-ти летним: 5 лет «Ибтидаия» - начальное образование, 6 лет «Санавия» - среднее, 3 года «Галия» - высший и завершающий курс, не входящий в систему обучения – 1 год подготовительных курсов. Медресе «Мухаммадия» было известно не только среди татар, но и среди тюркских народов. За 36 лет своего существования медресе выпустило более тысячи студентов и дало им начальное, среднее и высшее духовное образование. Медресе «Мухаммадия» оставило свой светлый след в истории татарского просвещения, дав известных ученых в области светской науки, культуры, экономики и политики.
Но не всегда все было гладко в истории «Мухаммадии». В 1918 году медресе было разогнано, здание передано различным советским организациям. Медресе заново открылось только в 1993 году после длительного перерыва.
Учредителем выступило Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Само же историческое здание было возвращено учебному заведению в 1998 году. Огромную лепту в его возврат внесли студенты Казанского Высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия Ислама во главе с тогдашним ректором Исхаком хазратом Лутфуллиным.
Сегодня в медресе получают знания выпускники средних общеобразовательных школ по специальностям «Исламские науки и воспитание» (религиозное высшее образование). Наряду с религиозными дисциплинами в учебном плане предусмотрены такие дисциплины как арабский, татарский, английский языки, психология, педагогика, методика преподавания иностранных языков, риторика, информатика и другие.
В медресе есть библиотека, оснащенная учебниками и литературой, необходимой для выполнения курсовых и дипломных работ. В учебных целях студенты пользуются аудио-видео кассетами, к которым имеют доступ все студенты. Медресе обеспечивает иногородних студентов общежитием.
Регулярно в медресе проводятся соревнования между группами, курсами на знание Корана наизусть, проходят выставки ручных работ, живописи. Уже стали традицией КВН, спортивные соревнования с другими вузами по футболу, теннису, баскетболу, волейболу, легкой атлетике; проводятся конференции на религиозные темы и развлекательные экскурсии.
Тимур Шарафиев, по материалам сайта медресе «Мухамадия», «Википедиа».