В наше время уже не редкость встретить мусульманские пары, которые встречаются долгое время, причем время исчисляется не месяцами, а годами. В чем смысл таких встреч? Чтобы лучше узнать человека? Как сказал один мой знакомый: невозможно узнать характер человека, пока не будешь жить с ним в одном доме, и я с этим полностью согласна.
В ожидании любви
Что значит любовь? Вот, что пишет о ней «Векипедия»: Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Я думаю, многим знакомо это чувство. Оно приветствуется в исламе, но в определенных рамках. Мусульмане должны знать, что оставаться долго наедине с противоположным полом запрещено, так как чувства влюбленного человека могут привести к серьезным последствиям, что можно часто наблюдать в наши дни.
Должна ли присутствовать любовь при женитьбе или достаточно взаимной симпатии? Одна моя знакомая сказала, что никогда не выйдет замуж без сильной любви и до сих пор ждет ее вот уже седьмой год, другая же – напротив, вышла замуж за человека, которого видела всего один раз, который, кстати, сразу же ей приглянулся, и живут они вместе уже 5 лет душа в душу. Выходит, для семейного счастья на первом плане стоит не любовь? Многочисленные исследования социологов показали, что большинство браков, которые были созданы на предшествующей любви между полами, неудачны, в то время как, браки, которые строились на симпатии или «традиционные браки» являются более успешными. Более того, французский социолог, изучавший область чувств, пришел к следующему выводу: «Брак более успешен в сотни раз, когда партнеры не любили друг друга до замужества». Почему же так происходит? Психолог Татьяна Кедрова объясняет это таким образом: «Обычно период любви строится на чувствах, мечтах и преувеличениях. Это все, как правило, не соответствует той реальности, которая начинается после замужества. «С милым рай в шалаше» - только до брака, после замужества женщина начинает жаловаться на скупость своего мужа и неспособность обеспечить ее, мужчина же в свою очередь, сетует на то, что слишком большие требования предъявляет ему супруга. И они оба начинают сожалеть о том, что не выбрали себе в спутников жизни тех, что предлагали им родители, друзья, знакомые и т.д. В итоге, они разводятся, хотя, ранее предполагалось, что такие союзы, заключенные в сильной любви, будут примерами счастливых браков».
Встречаться или нет?
Людям, которые испытывают взаимную симпатию друг к другу, необходимо пожениться. Долгие встречи до свадьбы в исламе запрещены. Но при выборе спутника жизни ислам разрешает жениху и невесте смотреть друг на друга, об этом говориться в хадисе пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Некий человек пришел к Пророку и сказал: «Я собираюсь вступить в брак с одной из женщин Медины». На это Посланник спросил: «Посмотрел ли ты на нее?» Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Так иди и посмотри же, ибо это укрепит любовь между вами».
Если люди, которые по каким-либо причинам не могут пожениться в данный момент, но уверены в том, что хотят создать совместный семейный союз, то можно совершить помолвку или обручение (хитба) – это открытое объявление намерения мужчины заключить брак с определенной женщиной. Хитба подразумевает собой подготовку к свадьбе и к более глубокому знакомству будущих молодоженов. Но это еще не брак, и поэтому, она не снимает с себя обязанности никаха. А так как это еще не никах, то ее можно расторгнуть любой из сторон.
Ждать или уповать на Всевышнего?
Очень много споров происходит в среде мусульман относительно того стоит ли искать свою вторую половинку? Одни считают, что на все воля Аллаха, и если он пожелает, то человек непременно встретит свою судьбу, другие же полагают, что «под лежащий камень вода не течет» и необходимо самому помогать себе в поисках спутника жизни. Не будет ничего зазорного, если свободный человек, ищущий себе пару для создания семьи, будет привлекать к этому друзей и родственников, придерживаясь норм ислама. Ведь, упование на Творца не означает полное бездействие со своей стороны. Аллах определил причинно-следственную связь, и мы обязаны ей подчиняться. Хотелось бы добавить к этому хадис о пророке Мусе (мир ему). Однажды он заболел очень сильно. Близкие множество раз предлагали ему лекарство, на что он отвечал: «Я уповаю лишь на Всевышнего». И пришло ему откровение от Аллаха, в котором говорилось, что будет вознаграждена его надежда на милость Своего Господа, но Аллах также сказал, что Он создал болезнь и также создал лекарство – как причину спасения от болезни и велел Мусе учитывать это.
Диния Гельмутдинова