Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо.
Плутарх
Или еще одна, но уже восточная мудрость: истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего. Подумаешь, что сложного в том, чтобы выслушать человека? Но оказывается, не столь это простое дело! В ряде стран специально по этому поводу созданы курсы по повышению квалификации в умении слушать собеседника. К примеру, есть такой знаменитый специалист по проблемам слушания Я.Стил, читающий лекции и семинары в университете штата Миннесота, которые посещают сенаторы и члены конгресса США, знаменитые бизнесмены и работники всяческих корпораций.
Считается, что тот, кто не умеет слушать — тот ценит лишь собственное мнение, не придает значения словам других людей, а значит, такой человек никогда не сможет ни поддержать разговор с собеседником, ни просто завязать простых, добрых отношений.
Необходимо научиться слушать, но это не значить, стать замкнутым и молчаливым, а просто слышать собеседника, не перебивая его. Ведь, умение слушать — один из показателей вежливости. Однако, если разговор вам не нравится, нужно дать понять это собеседнику.
Хороший слушатель всегда знает, когда нужно позволить другим говорить и способен промолчать, когда это необходимо. Когда вы участвуете в долгой беседе, попробуйте приблизительно оценить, как много времени вы слушали и как много вы говорили. Не стоит врезаться в разговор, так же не стоит по ходу разговора решать параллельно проблемы говорящего и примерять их на себя. Просто слушайте и ждите, пока вас не попросят ответить.
Есть ли польза от того, что вы слушаете людей?
Вот, что пишет об этом один знаменитый психотерапевт Карл Роджерс: «Когда я действительно слышу другого человека, я соприкасаюсь с ним, и это обогащает мою жизнь. Всё, что я знаю о людях, о личности, о межличностных отношениях, я узнал, слушая других». Еще он утверждал, что даже человек с двумя классами образования может стать настоящим психотерапевтом, если будет просто долго выслушивать людей.
Знаменитые психологи уверены, что никакой дипломированный психотерапевт не будет являться психотерапевтом до тех пор, пока не «наслушает» такое количество людей, которое сможет повлиять на его профессиональное качество. Ведь, обратите внимание, что происходит с человеком, которого слушают: 1) у него появляется возможность по-новому воспринять свой мир; 2) он становиться более открытым для процесса положительных изменений.
Основные правила при беседе:
- не смотрите по сторонам или на часы, если очень нужно, то сделайте это как можно незаметнее;
- не перебивайте собеседника, дайте ему закончить свою мысль. Тишина стимулирует людей к разговору, соблюдайте её;
- сидеть при беседе тоже нужно соответственно, немного наклонитесь вперед. Не стоит разваливаться в кресле, тем более, если разговор серьезный.
Умение слушать — очень важное качество, которое говорит, прежде всего, о воспитанности человека. Необходимо построить разговор так, чтобы вам самим было приятно в нем участвовать. И запомните, что настоящие слушатели ценятся гораздо выше, чем самолюбивые ораторы.