В августе 2010 года исполняется 510 лет с момента основания известнейшего памятника крымскотатарской культуры, архитектуры и образования – Зынджырлы медресе. В наши дни знаменитая обитель мусульманского духовного образования, один из древнейших университетов Восточной Европы переживает второе рождение – в Зынджырлы медресе и усыпальнице хана Хаджи Гирая закончились реставрационные работы.
Зынджырлы медресе и усыпальница Хаджи Гирая отреставрированы в результате восстановительных работ, проведённых в рамках совместного проекта Управления международного сотрудничества и развития Турецкой Республики (ТIКА), Министерства культуры Украины и Бахчисарайской районной государственной администрации под наблюдением специалистов Министерства культуры Турецкой Республики.
Как сообщили QHA в Управлении ТІКА, данные работы в Зынджырлы медресе были начаты в 2006 году. Благодаря проекту, приблизительная стоимость которого составила около 2 миллионов долларов США, отреставрированные здания в своём оригинальном виде были вновь введены в культурное и историческое поле Крыма и всего мира.
Объекты истории крымских татар
Наличие большого количества объектов периода Крымского ханства на территории Бахчисарайского района способствовало тому, что этот регион всегда привлекал внимание туристов.
Зынджырлы медресе, построенное сыном основателя Крымского Ханства, Хаджи Гирая, Менгли Гираем в 1500 году в селении Саладжик г. Бахчисарай, а также усыпальница Хаджи Гирая, построенная Менгли Гираем напротив входа в медресе в 1501 году, представляют как культурную, так и историческую целостность, и являются одним из главных объектов посещения.
Вместе с тем, они представляют ценность не только для развития туристического потенциала Бахчисарайского района, но и с точки зрения восстановления объектов истории крымских татар. К примеру, в 2008 году Бахчисарай посетило 560 тысяч туристов, предположительно 30 % от этого количества составляют туристы, прибывшие из-за рубежа, и все они имели возможность ознакомиться с историей коренного народа Крыма.
Краткие сведения о Зынджырлы медресе
«С Божьей помощью начинаем мы здесь сегодня возведение обители науки. Оно поможет нам стать более совершенными людьми в этом мире, и проложит нам дорогу в рай в ином мире. Все силы мы отдадим на служение этому делу», - произнес в 1500 году второй крымский хан Менгли Гирай, сын Хаджи Гирая в селении Салачик при закладке фундамента медресе собравшимся жителям столицы. После этого он собственноручно заложил первые камни.
Спустя время при торжественном открытии исламской школы хан держал следующую речь: «Разум делает человека существом благородным, а путь к совершенствованию разума лежит через науку, будь он хан или падишах, не может создать ничего основательного, ничего, рассчитанного на будущее, и рано или поздно постигнет его бесчестье. Я приказал повесить в дверях эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонял свою голову, выразив, таким образом, свое уважение к науке». Отсюда и пошло название «Зынджырлы медресе» («Медресе с цепью»).
Со временем Зынджырлы медресе становится престижным университетом в Крымском ханстве. По уровню подготовки его выпускники не уступали окончившим восточные факультеты университетов. В Зынджырлы готовили служителей культа, учителей, служащих государственного аппарата.
К преподаванию в Зынджырлы-медресе допускались только те преподаватели, кто «по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы, по качеству ума и совести оказывались способнейшими и достойнейшими, дабы не уронить в глазах общественности воспитательное и нравственное значение этого учебного заведения». В Зынджырлы преподавали первейшие улемы (богословы и законоведы). Обучение здесь было интенсивнее, чем в других медресе, что сокращало срок учебы в два раза. Сохты (учащиеся), поступающие в Зынджырлы-медресе со всех концов Крымского ханства и Кавказа, также обязаны были держать себя достойно, чтобы не запятнать честь своего учебного заведения.
Со дня основания в Зынджырлы медресе были два курса обучения — низкий и высокий. На низком курсе арабский язык только изучался. Высокий курс подразумевал подготовку и выпуск специалистов арабского языка. В Зынджырлы медресе принимались сохты, получившие лишь начальное образование, то есть умеющие читать и писать, и окончившие другие крымские или кавказские медресе по курсу «Алибия» и пришедшие сюда для получения высшего образования.
Прием новых учащихся проходил ежегодно в октябре. Поступающие обязаны были учиться 8 месяцев в году. Курс обучения был десятилетним. В полный курс Зынджырлы медресе входили следующие предметы: турецкая и арабская грамматика, каллиграфия, арифметика, наука о нравственности, о стихосложении, логика мусульманское право, богословие, изучение Корана и Сунны.
qha.com