В последнее время разгорелись нешуточные страсти вокруг традиционного обязательного одеяния мусульманок – хиджаба. В условиях традиционного для России направления Ислама хиджаб предполагает ношение женщинами одежды, прикрывающей все тело, кроме кистей рук, лица и ступней.
Споры, дискуссии по этому вопросу и даже законодательное запрещение мусульманкам находиться в общественных местах в хиджабе мы наблюдаем даже в считающих себя образцом цивилизованности европейских странах. Что это – проявление столкновения разнополюсных цивилизаций или же ничем не прикрытое стремление власть имущих доминировать над иной религиозно-духовной культурой?
К сожалению, проблема хиджаба время от времени поднимается и в таких регионах России, как Башкортостан и Татарстан, где со времени массового принятия Ислама живущими здесь народами прошло более 1000 лет. Вот, к примеру, в Башкирии тоже наблюдаются попытки некоторых руководителей образовательных учреждений запретить девушкам-мусульманкам находиться на занятиях в платках. Обратите внимание, речь идет не о кофтах, юбках или длинных платьях (ведь никому даже в голову не приходит запрещать женскую одежду по ее фасону, цвету, длине и т.п.), а невинном женском головном уборе!
Пройдемся по Конституции
Хорошо еще, что пока представителям общественности удается решать этот вопрос, не доводя страсти до административных или иных конфликтов. А ведь под пеплом соблюдения пресловутого гражданского равноправия продолжают тлеть горячие угольки фактической религиозной нетерпимости, и, как мне думается, здесь нельзя оставаться безучастным наблюдателем. Именно поэтому я хотел бы довести до соотечественников свои размышления о правомерности и законности ношения мусульманками хиджаба в любом публичном месте, будь это улица, магазин, кафе или даже государственное учреждение.
Начнем с главного нашего правового документа – Конституции Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 19 нашего Основного закона запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Но, как бы это не выглядело странным, запрет ходить в простом платке в публичном месте нынешние ревнители равноправия граждан пытаются обосновать требованием не подчеркивать свою религиозную принадлежность ношением символики или одежды. Это разве не прямое нарушение вышеуказанной конституционной нормы? Так тогда впрямь можем дойти до запрета носить нательные крестики – христианам, кипу – иудаистам, тюбетейки – мужчинам-мусульманам из башкир, татар и других тюркских народов.
Далее. Статья 28 Конституции РФ всех наших граждан наделяет правом свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Если женщина свободно приняла Ислам, считает себя мусульманкой и исповедует определенные убеждения, в том числе по соблюдению хиджаба, то она вправе действовать в соответствии со своим убеждением, это ее конституционно защищаемое право! А тот, кто пытается это оспорить, сам становится нарушителем прав человека по признакам религиозной принадлежности.
Теоремой по домыслам
Теперь попытаюсь подойти к вопросу о праве мусульманок на публичное ношение хиджаба, используя аналогию логико-математического доказательства.
Итак, дано: часть 3 ст. 17 Конституции РФ гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Работница государственного учреждения – убежденная мусульманка, и она желает ходить на работу в хиджабе, в частности, не снимать платок в присутствии посторонних мужчин. Вопрос: нарушает ли каким-либо образом ношение этой работницей хиджаба в госучреждении права других лиц, работающих в этом учреждении или приходящих туда по своим вопросам?
Доказательство. Хиджаб – это женская одежда, соответствующая нормам исламской морали, а женский головной убор – платок – является ее частью. Может ли накинутый на голову работницы платок нарушить какое-либо право находящихся рядом, или каким-либо образом оскорбить их чувства? Конечно, не может, так как платок как предмет одежды никак не может помешать кому-либо обратиться к работнице по деловым вопросам, или затруднять исполнение ею своих трудовых функций.
Обычный женский платок не может вызвать каких-либо отрицательных чувств у нормальных людей, независимо от их пола, возраста, национальности, языковой или религиозной принадлежности. Более того, с точки зрения исламской нравственности принуждение снимать платок на рабочем месте звучит для мусульманки так же оскорбительно, как и требование надевать короткую юбку. Таким образом, ношение хиджаба в целом и платка в частности никоим образом не может нарушать чьих-либо прав.
И последнее. Конституция РФ каждому гражданину гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания. Согласно конституционно-правовому смыслу ст.55 Конституции РФ общепризнанные права и свободы человека и гражданина не могут быть отменены или умалены, а их ограничение федеральными законами допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поэтому очень хочется получить от противников хиджаба в России ответы на следующие вопросы:
- Угрожает ли хиджаб основам конституционного строя?
- Препятствует ли ношение хиджаба нравственному поведению девушек и женщин в России?
- Ухудшает ли хиджаб физическое или психическое здоровье женщин и мужчин?
- Противоречит ли ношение мусульманками хиджаба правам и законным интересам других лиц?
- Обеспечит ли запрет хиджаба в России обороноспособность и безопасность государства?
Если кто-нибудь сможет положительно ответить на эти вопросы и сумеет доказать свою правоту, то мне придется признать, что координаты истины в России не соответствуют мировым реалиям.
Wordyou.ru, Валиахмет Бадретдинов, публицист, общественный деятель.