«Премьера» фильма «Невинность мусульман» пришлась на знаковое число – 9.11. И не менее знаковое 11.6 – президентские выборы в США. Кто финансировал это «произведение искусства» - не столь важно. Другое дело - кому оно сыграет на руку. Изменится или нет после этого показательного кино исламский мир? И что произойдет после вашингтонской осени с арабской весной? На эти вопросы отвечает Орхан Джемаль.
Чья рука и кому это на руку
Я бы, прежде всего, ответил на главный вопрос – кто убил посла?
Как стало известно, в этом убийстве замешаны две группы: «Ансар аш-Шариа» и «Бригада 17 февраля». Это очень важно для понимания всего ныне происходящего.
Безусловно, фильм стал только поводом для беспорядков в ряде стран. Я думаю, что именно в таком развитии событий (только в сторону покровавей) было заинтересовано много различных сил.
Во-первых, это очень на руку республиканцам в США.
Потому что это, почти автоматически, означает поражение Обамы. Он же попал в совершенно нелепую ситуацию. Ведь силы, на которые он делал ставку еще год назад, оказались не просто неверны ему, но даже убивают его послов. Вспомним: когда убили американского посла в Афганистане, Джимми Картер не сумел переизбраться.
Во-вторых, эта ситуация на руку Израилю.
Потому что развитие ситуации, связанной с фильмом, свидетельствует о том, что основной удар наносится не по Ливии, а по Египту. Сам факт того, что копты участвовали в создании и продвижения этого фильма, что его заботливо перевели на арабский, свидетельствует о том, что спровоцировать пытались именно Каир, а вовсе не Бенгази.
Понятно, что охлаждение отношений Мурси с руководством Соединенных Штатов на руку израильтянам. Точно также как им на руку смена Обамы на Ромни, просто потому, что Барак Хусейнович придерживается более осторожной политики и в контексте палестинского вопроса и в контексте Ирана, нежели откровенно просионистский Ромни.
В-третьих, это интересно Ирану.
Потому что сейчас, когда все закончится с Сирией (я не думаю, что Асаду удастся усидеть и решить эту проблему), то дальше встает вопрос, – а в каком направлении дальше будут развиваться горячие ближневосточные и центральноазиатские события? Совершенно очевидно, что сейчас те силы, которые ведут борьбу с Сирией, разжигают искусственно поднятый накал антишиитских и антииранских настроений, и не исключено, что удар по Ирану мог бы быть нанесен не только Израилем или США, но и сирийскими повстанцами. Ну, условно говоря, сирийскими. Постоянно звучат обвинения в том, что Иран выступает на стороне Асада. Это могло бы стать таким вот продолжением сирийских событий.
Разворачивание же конфликта в Ливии, означает, что у американцев появился дополнительный фронт. И, скорее всего, у арабских исламских групп, воюющих против Асада, тоже появится новая точка приложения своих сил. Американская база, де-факто созданная из 50 морпехов и коллаборационистское правительство, которое позволило им туда зайти. Это все, конечно, в интересах Ирана.
Слишком умелое управление толпой…
Особенно надо учесть, что «Бригада 17 февраля» – это никакая не исламистская структура, это никакая не Аль-Каида, а это сотрудники бенгазийских спецслужб, которые еще в начале 2011 года перешли на сторону повстанцев. Они известны тем, что подавили кадаффистский путч в Бенгази.
Кроме того они известны тем, что убили Фатаха Юнеса – генерала, который руководил практически всей ливийской повстанческой операцией. Это есть это результат неких внутренних разборок, в которых в том числе участвовала «Бригада 17 февраля», причем совершенно безнаказанно.
Ну, представьте, чтобы полковник Буданов убил генерала Трошева на Кавказе и все разошлись. Покричали, генерала объявили героем и похоронили.
То есть «Бригада 17 февраля» это серьезный политический и силовой игрок в новых элитах Ливии. Так что решить с ним вопрос тупыми арестами, не удастся. Сейчас в Ливии арестовывают простых людей, присутствовавших на улицах, а реальных организаторов всего этого дела никто не посмеет тронуть.
Далее все операции возмездия попытаются переложить на морпехов. Естественно, это вызовет огромные протесты. Естественно, будет вызревать второй тур гражданской войны.
Так что много сил было заинтересовано в том, чтобы это случилось именно так.
И совершенно понятно, что толпа, которая выступает с протестами, может камнями покидать в посольство, поджечь его, сорвать флаг, но когда занимают позицию гранатометы… Очевидно, что это организованные вещи.
Точно также как совершенно очевидно, что эта цепочка провокаций – планировалась. Что может быть более очевидным, чем такая реакция мусульман? Был карикатурный скандал, был фильм «Фитна» в Голландии, автора которого убили, было сожжение Корана пастором Терри Джемсом, после чего убили несколько сотрудников дипмиссии ООН…
При этом надо отметить, что создатели этого фильма консультировались с этим пастором. Видимо, выясняли, как сделать так, чтобы было погуще, покровавей. То есть предположить, что это просто случайность, довольно сложно. Очевидно, что были люди, которые стремились, чтобы вышло именно так.
Я склонен предполагать, что создание фильма было инспирировано не республиканцами. Думаю, что инициаторами были какие-то сионистские организации, не обязательно даже израильские. А уж потом были привлечены крайне правые республиканские круги.
Интересно и то, что фильм называют малобюджетным, однако его бюджет – 5 миллионов долларов. При этом безусловный шедевр, сделанный в этом году в Финляндии, «Железное небо» обошелся создателям в 10 миллионов. Так что совершенно очевидно, что это не малобюджетка, и эти 5 миллионов не входят в затраты на создание фильма, потому что фильм действительно убогий. 5 млн – это гонорары провокаторам.
Ответ достойный вызова, но не достойный ислама?
Часто слышу такое – волнение мусульманского мира говорят о его отсталости. Или наоборот, некоторые утверждают, что Ислам сегодня продемонстрировал, что становится силой, которую нельзя не учитывать мировому сообществу.
Я думаю, что люди вышли, потому что они ненавидят Соединенные Штаты.
Если бы этот фильм сделали в Мадагаскаре, никто бы не пошел громить посольство Мадагаскара. Если бы этот фильм сделали бы в Бирме, никто не пошел громить посольство Мьянмы.
Фильм является поводом для значительной части населения, чтобы сказать, что Соединенные Штаты просто достали. Своей политикой, своим хамством, присвоенным себе правом указывать, как всем жить. И достали оскорбительным и унизительным отношением ко всем окружающим.
Большинство людей, которые бунтуют и кидаются камнями, те же афганцы и пакистанцы, не видели фильма. На каком языке они его смотрели? Он же есть только на английском и на арабском. Люди знают о существовании этого фильма. Люди знают о том, что он оскорбительный и унизительный. Для людей это повод сказать Америке: ты нас достала, убирайся к себе, сиди и не высовывайся.
Что касается силы… Но исламский мир, увы, не одно целое. Да, надо признать, что сунниты и шииты в этой ситуации встали по одну сторону баррикады, но объединение на базе дружить против, – всегда временно.
Необходим поиск объединительных платформ не в режиме дружить против, а в режиме дружить за. Объединение на базе исключительной ненависти к Америке не может быть вечно.
Орхан Джемаль, спецкор газеты «Известия» – специально для WordYou