Общероссийское
информационное агентство мусульман
3
Вторник
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Возвращение Таджутдина

Дата: 12.03.2010 Версия для печати
Возвращение Таджутдина

После прорывного съезда мусульман Татарстана в Казани, где все ключевые фигуры объединительного процесса – официальные муфтии и представители власти – высказали свое принципиальное отношение к идее единства российских духовных управлений мусульман, все эксперты ждали с чьей же стороны последует следующий ход? И каким он будет?

Можно было ожидать, чего угодно. Но произошедшее снова удивило всех наблюдателей. Следующий шаг сделал самый непредсказуемый участник объединительного процесса – глава Центрального ДУМ Талгат Таджутдин.

Непредсказуемость Талгата состоит в том, что никто не знает, какое следующее предложение он выдвинет после, вроде бы, уже достигнутых договоренностей. Руководитель ЦДУМ был непредсказуем на каждом из этапов объединительного процесса.

Он был непредсказуем, когда вдруг громом среди ясного неба озвучил в конце 2009 года свой призыв к объединению всех российских ДУМов. Он был непредсказуем, когда предложил на пост верховного муфтия главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и даже написал Президенту Дмитрию Медведеву письмо с просьбой поддержать эту инициативу. Он был непредсказуем, когда неожиданно отошел от идеи объединения и начал говорить о воссоединении, то есть о необходимости вхождения всех иных ДУМов в состав ЦДУМ.

Можно сказать, что единственное, в чем хоть сколько-нибудь предсказуем Талгат Таджутдин, так это в своей непредсказуемости. Так и в этот раз – после съезда мусульман Татарстана в Казани, где наиболее принципиальные позиции озвучили со стороны официальных муфтиев глава СМР Равиль Гайнутдин, глава татарстанского ДУМ Гусман Исхаков и глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, а со стороны власти – советник Администрации Президента России Алексей Гришин и лидер Татарстана Минтимер Шаймиев – глава ЦДУМ снова всех удивил.

Не прошло и двух недель после встречи в Казани, как Талгат с разъясняющим его позиции интервью выступил в российской прессе. Причем не в какой-нибудь региональной или пусть даже московской газете, а именно в «Российской газете» - единственном ежедневном государственном официальном издании, учредителем которого является Правительство Российской Федерации.

То есть, заявления Таджутдина, сделанные с этой трибуны, не просто отражают его взгляды, которых он придерживался на момент интервью, но и обязывают его к ним. Поскольку он озвучил их, фактически, перед лицом всего российского чиновничества и руководства государства.

В своем интервью Таджутдин, фактически, вернулся к своим декабрьским позициям, когда он заявил о том, что все иные российские ДУМы должны войти в возглавляемый им ЦДУМ. Но, несмотря на кривые ухмылки скептиков, данное предложение Таджутдина содержит в себе конструктивное начало. По крайней мере, он в своем интервью ни словом не обмолвился о своих ретивых подчиненных, поднявших против него настоящий мятеж.

Речь идет о, так называемых, «мусульманских ГКЧПистах», питерском, астраханском и ростовском официальных муфтиях в составе ЦДУМ Джафаре Пончаеве, Назымбеке Ильязове и Джафаре Бикмаеве, которые в феврале решили собрать альтернативную Рабочую группу по объединению и объявили о создании некоего Высшего координационного совета российских ДУМ. Таджутдин в интервью не только не упомянул их, но и словом не обмолвился об их инициативе.

Это резко расходится с заявлениями тех, кто пытался эту февральскую инициативу по созданию Координационного совета приписать самому Таджутдину. Более того, глава ЦДУМ прямым текстом заявил, что пусть хоть и через вхождение в руководимый им ныне центр, он выступает за создание в стране единой духовной структуры во главе с единым муфтием.

Причем, оставляя за собой туманный титул «шейх уль-Ислам», Таджутдин в своем интервью никоим образом не озвучивает своих претензий на руководство этой единой структурой. Зато он утверждает о необходимости «назначать верховного муфтия путем общего голосования».

Осторожно и дипломатично, обходя вопросы о персоналиях, Таджутдин со страниц официальной «Российской газеты», фактически вновь озвучил свои прежние предложения о раздаче «всем сестрам по серьгам»: главе татарстанского ДУМ - пост главы ЦДУМ, себе – титул «шейх уль-Ислам», а Равилю Гайнутдину – через оговорки о необходимости процедуры общего голосования, фактически, пост верховного муфтия.

Что касается более конкретных механизмов объединения, Таджутдин напоминает, что для их выработки «встречаются Рабочие группы», и что «на подготовительную работу может уйти от силы полгода – год». Таким образом, внимательный читатель из интервью может сделать несколько весьма четких выводов.

Первый вывод о том, что после казанского съезда, предельно четко обозначившего решимость всех ключевых российских официальных мусульманских деятелей идти к объединению, состоялось «возвращение Таджутдина» на свои наиболее конструктивные позиции. И второй вывод о том, что, судя по всему, идея замены объединения российских ДУМов созданием суррогатного координационного совета окончательно похоронена и муфтиями, и властью.

Что же касается наиболее одиозных деятелей из его ведомства, таких как Пончаев, Ильязов и Бикмаев, то Таджутдин, вообще не вспоминает об их существовании. Относительно же главы питерского Регионального ДУМ Джафара Пончаева, который готовится к празднованию 100-летия питерской мечети, и относительно его будущего, сегодня никто не может поручиться.

Его демарш с мятежом против главы ЦДУМ сподвиг наиболее здравомыслящих и активных членов мусульманской общины Петербурга высказать открытое недовольство его шагами. В питерской общине ходят слухи, что некоторые из членов окружения Пончаева уже побывали в Уфе и заручились поддержкой Талгата Таджутдина.

Это грозит тем, что, определенно теряющий поддержку не только своей общины, но и своего патрона, Джафар Пончаев запомнит 100-летие празднования мечети не столько пышным торжеством, сколько полной потерей своих позиций и скандалом, причиной которого явилась его попытка пойти против своего руководства и вообще объединительного тренда.

Фарид Галиуллин, "Ислам.ру"


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


Мусульманин, чьим руководством является Коран и Сунна пророка, знает, что ребенок — это милость Аллаха, если дать ему правильное воспитание. Здоровое и развитое общество стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1485

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф