В последнее время все чаще звучат тезисы о том, что многоэтничность и поликонфессиональность являются факторами, ослабляющими единство России, создающими угрозы для нашего Отечества. Однако это не так. Если вернуться к опыту наших предков, то наибольшие успехи Российской империи в XVIII — начале XX века, а затем СССР в XX столетии были достигнуты в государствах, где нерусское население было меньшинством или незначительным большинством.
Крупнейшие города империи, площадки ее социальных экспериментов: Варшава, Киев, Одесса, Баку, Рига, Ташкент — носили подчеркнуто многонациональный и многоконфессиональный характер, как и столица империи — Петербург. Впрочем, и в названиях исторической и современной столицы России — Москвы многочисленные тюрко-татарские названия: Ордынка, Крымский Мост, Балчуг, Таганка, Арбат, Ногиреево, Измайлово, Черкизово. Прибывшая в 1767 году в Казань Екатерина II назвала татарскую столицу центром огромного царства. Для расширяющегося Третьего Рима или Третьего Интернационала многонациональный характер державы не казался большой проблемой, так как были разработаны методики сотрудничества с различными народами. Так что причину фобий в отношении мусульманских народов нужно искать не в их силе, а в относительном ослаблении России, которое частично сохранилось и в наши дни.
При этом миллионы выходцев из стран СНГ находятся на территории России как трудовые мигранты. Многие из них привозят сюда свои семьи или создают новые, получают российское гражданство. В результате во многих мегаполисах в ряде районов от трети и более учащихся составляют не уроженцы России. Мы крайне мало знаем, что творится у них на родине, с какими установками они приехали в Россию. В связи с этим необходима постоянная работа со странами СНГ. По этой причине состоялись поездки делегаций российских мусульман в Республику Кыргызстан сразу же после событий в Бишкеке и Джалал-Абаде («Миссия мира», общественная миротворческая делегация Совета муфтиев России, была направлена в Киргизию в июне 2010 года), было принято участие в Первом Всемирном форуме духовной культуры в Казахстане, который прошел 19 октября 2010 года, в мероприятиях по случаю 20-летия Татарского общественного культурно-просветительского центра Ташкента (Узбекистан), состоявшихся 16 октября. Результатом этих поездок стала совместная работа мусульман СНГ и российских мусульманских организаций, в частности, запуск сайта islamsng.com, нового ежеквартального альманаха «Ислам в СНГ», проведение совместных конференций.
Хорошо известно, что численность мигрантов, прежде всего из мусульманских стран СНГ, продолжает расти, а у русских, так же как и у большинства народов России (кроме народов Северного Кавказа), смертность превышает рождаемость. В областях бывшего великого княжества Московского, то есть в центре и на северо-западе России, особенно в сельских районах, смертность может превышать рождаемость в три раза. В связи с этим делаются заявления о том, что экономический кризис может радикально сократить их число. Но пока мы видим, что все больше мигрантов стремится закрепиться в России, перевезти сюда свои семьи или создать здесь новые.
Численность выходцев с юга становится хорошо заметной во время двух главных мусульманских праздников: Курбан-байрам и Ураза-байрам. Наиболее отчетливо это понятно по трансляции, которая показывает тысячи молящихся в мечети в районе резиденции Совета муфтиев России в Выползовом переулке. Так, около 55 тысяч мусульман собрались, по данным ГУВД Москвы, на молитву утром 9 сентября 2010 года вокруг Соборной мечети на проспекте Мира. По самым скромным оценкам, в Москве постоянно проживают около 1,5 миллиона мусульман, а действующие мечети способны вместить лишь 3 тысячи человек (0,2% от общего числа мусульман).
Не вдаваясь в развернувшиеся затем дискуссии, стоит отметить нижеследующее. Число мусульман, собравшихся в мечетях Москвы на Ураза-байрам (около 200 000), примерно равно числу православных, собравшихся в Москве на Пасху 2010 года. При этом число православных храмов в столице составляет около 900. Причем никто не наблюдал многих тысяч православных верующих, молящихся рядом с церквями, не только в Грозном или Махачкале (где действительно христиан осталось немного), но и в Казани или Уфе с их полумиллионными православными общинами. Эти миллионы мусульман вне своих титульных республик России и иностранных государств необходимо интегрировать. Сегодня они мирно молятся, а завтра?!
Здесь опять-таки можно вспомнить положительный опыт Российской империи со времен государыни Екатерины. В татарских медресе традиционно получали образование не только уроженцы Волго-Уральского региона и Западной Сибири. Уже в конце XVIII — начале XIX века в медресе Каргалы (Сеитовой слободы), Оренбурга и Стерлибаша началось обучение детей казахской элиты, а также проживавших в России бухарцев, хивинцев и ташкентцев. Сейчас речь уже идет об обучении и адаптации не десятков и сотен представителей элиты, а о многих тысячах трудовых мигрантов и их детях.
Празднование 20-летия Татарского общественного культурно-просветительского центра Ташкета, 16 октября 2010 г.
Необходимо решать проблемы мусульман, приезжающих из других стран, и защитить мусульманское сообщество и Россию в целом от нежелательных влияний из-за рубежа. В связи с обострением ситуации на Северном Кавказе и в ряде государств Средней Азии, ростом влияния радикальных мусульманских группировок необходима профилактическая работа с прибывающими в город мигрантами. «На выходе» мы получим стабильное место, где мусульмане, и не только, могут ознакомиться с традициями как государства Российского, так и российской уммы. Политика Екатерины II, Александра I и Николая I и первых муфтиев ОМДС может получить новое измерение при последовательной работе со странами СНГ.
Дамир Мухетдинов, кандидат политических наук.
IslamSNGcom.