Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Умма России глазами арабов: страна семидесяти «муфтиев» и «беспредела»?

Дата: 26.11.2010 Версия для печати
Умма России глазами арабов: страна семидесяти «муфтиев» и «беспредела»?

Оказывается, не только нас самих в России поражает обилие «муфтиев» (72 на страну!)*, а также укоренившийся после перестройки правовой нигилизм некоторых деятелей, выступающих от лица всего российского Ислама. Теперь «наши победы» актуальны не только на Родине, но и за её пределами. О них заговорили… арабские благотворители.

Поразительный, одновременно радостный (и горький!) факт.

Первый заместитель министра вакуфов и исламских дел Государства Кувейт доктор Адель аль-Фалях награждён российским государственным орденом Дружбы — это явно позитивное событие, выявляющее симпатию и поддержку давнему другу нашей страны и особенно российских мусульман. Надеюсь, все сотни, даже тысячи россиян, которым довелось общаться с этим энергичным и светлым человеком, разделяют со мной общую радость. Напомню: он оказал огромную помощь самым разнообразным проектам в нашей стране, причём в самые тяжёлые переходные годы, в эпоху воссоздания исламских традиций и институтов после семидесятилетия советского атеизма. Не будет преувеличением сказать, что его имя уже вписано золотым пером в историю возрождения Ислама в нашей стране. И ещё шире — он крупнейший деятель возрождения на всём постсоветском пространстве. До сих пор у меня перед глазами чисто личное переживание: тёплый вечер в личной резиденции доктора аль-Фаляха в Эль-Кувейте, сухой шелест вечерних пальм, гости из России и Азербайджана, из республик Средней Азии, непринуждённое общение братьев-мусульман… его душа открыта всем, его деловитость обращена ко всем, кто ценит не слова, а дело…

Так что же может быть горьким при таком награждении?!

К своей чести государственного и исламского деятеля международного масштаба, и к нашему стыду — доктор Фалях после получения российской награды сделал заявление, в котором особо подчеркнул необходимость деятельности в России иностранных благотворительных организаций только через официальные структуры или мусульманские организации, за исключением тех, которые пользуются плохой репутацией или имеют проблемы с законом. «В какую бы страну мы не приходили, мы должны делать это через двери, то есть официальные структуры, министерства и мусульманские организации, пользующиеся хорошей репутацией и не имеющие проблем с законом», — сказал он в интервью ИА IslamNews.

Что стоит за этим высказыванием? И вообще — что побудило доктора Фаляха в столь официальной и торжественной обстановке сделать именно такие акценты? Чтобы лучше разобраться в этом, нужно внимательнее рассмотреть некоторые аспекты современных взаимоотношений между государственными органами и религиозными структурами в странах Ближнего Востока: и сами по себе и в контексте их связей с российскими мусульманскими деятелями.

А как у вас, арабы — Ислам и государство?

Прежде всего, критически настроенные россияне могут с места отмести сам интерес к изучению арабского опыта. Их аргументы таковы: во-первых, религия Ислам послана хоть и по-арабски и через арабов, но не только для арабов, и потому не должно быть «арабизации» наших собственных традиций. Как говорится, «нет у арабов преимуществ перед неарабами…» Второе — арабский мир цивилизационно так сильно отстал от евро-американского, а мы как Россия — более Европа и потому впереди всего Арабского мира. Чему тут учиться у «отсталых арабов»? И третье: специфика наших обычаев (адатов), высота нашего собственного богословия таковы, что зачем оглядываться в «арабское прошлое» и копировать чужую специфику. Конечно, говорят такие критики, у арабов в 20 веке появилась масса нефтедолларов — вот только этим они нам теперь и могут быть полезны… как доноры, спонсоры, благотворители…

Сейчас не место обсуждать эти проблемы. Но важно на них указать, ибо в России — по разным мотивам — реально существует непонимание как ценности арабского опыта во всём его многообразии, так и необходимости жить реально единой Уммой, по заповеди «держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!».

Итак, для тех, кто не заражён антипатией к арабскому или прагматичным нефтедолларовым цинизмом, следует вспомнить, что в наши дни во многих арабских странах картина в целом такова. Имамы мечетей, если они не являются авторитетными учёными, не играют особо значимой роли в государстве; а оно, в свою очередь, принимает участие в назначении имамов и муфтиев и определяет им денежное содержание.

Однако сам по себе такой порядок не служит укреплению авторитета государства перед его гражданами мусульманского исповедания. Ведь массы следуют за лидерами не по должности — а по авторитету и по харизме: они являются одновременно и имамами конкретных общин, и яркими публичными ораторами, и почитаемыми богословами, и знаменитыми учёными — одним словом, их статус определён во многом их личными способностями и огромным трудом, видными всему обществу. Поэтому государство прямо или косвенно старается выдвинуть на руководящие должности в различные религиозные структуры (фонды, организации, учебные заведения) наиболее авторитетных и почитаемых среди населения личностей. Именно такой подход позволяет достичь стабильности в религиозной сфере и, одновременно, свести к минимуму какие-либо серьёзные протестные настроения даже там, где для них существуют объективные социально-экономические предпосылки.

Несомненно, картина взаимоотношений уммы и государственных структур в огромном и разнообразном Арабском мире неидеальна. Везде — своя региональная специфика, особые проблемы, во многих странах есть специфические, то нарастающие, то ослабевающие болезненные процессы: напряжения в экономике, на социальном, межконфессиональном и прочих уровнях. Но в целом, повторюсь, налицо определённая стабильность. Общественный порядок. Возможность спокойной и предсказуемой жизни и работы. Давно найденные форумулы исламо-общественно-государственных отношений.

Остап Бендер удачен только там, где знает местную психологию

Да, серьёзный разговор стоит на время прервать и вспомнить образ легендарного авантюриста из романов Ильфа и Петрова. А как иначе объяснить то, что происходило на «российско-арабских границах» в переходные 1990-ые годы? Тут явно поможет юмористически-аналитический опыт эпохи НЭПа, в которой как рыба в воде плавал «Остап Ибрагим Берта Мария Бендер Б, сын турецкого подданного»… Ведь он всегда точно рассчитывал, как к кому подойти и на каком языке поговорить: с бывшим предводителем дворянства, с бывшим попом или банкиром, и кого провозгласить «отцом русской демократии»… Вот был виртуоз одурачивания! Но и его ученики у нас на Руси не перевелись. Только в конце 20 века они освоили новую «территорию детей лейтенанта Шмидта» — Терра Арабика.

Итак, представьте себе, что большинство арабов, основываясь на описанном выше восприятии общественного положения духовных руководителей в Арабском мире, именно так первоначально и воспринимали представителей российского ислама, контакты с которыми приняли массовый характер на исходе 20 века. То есть практически все, приезжавшие из России многочисленные «муфтии», априори рассматривались арабами… как назначенные государством официальные лица! Более того — как персоны, обладающие обширными знаниями во всех науках и особенно в Исламе! Более того — как личности, пользующиеся заслуженным авторитетом в мусульманской среде!

Подумайте: а если б вы выросли в арабской среде и другого отношения к имамам и муфтиям не имели — то что вы себе могли ещё представить? Всё вне рамок привычных представлений: фантастика, чушь, какое-то шайтанское наваждение… Астахфирулла! А как иначе?

Так вот и получилось: новейшая пародия на «диалог цивилизаций». У арабов свои стереотипы, укоренённые в Сунне и адатах народа, в опыте государственности. При этом мало кто в Арабском мире читал столь актуальную для россиян эпопею про Остапа Бендера, мало кто понимал реалии ломки советской системы и мук переходного периода в России 1990-х годов… И вот именно в этой среде, тонко уловив «веяния эпохи», наиболее предприимчивые и коммерциализированные «деятели от Ислама» (граждане России, нередко всеми правдами и неправдами быстро получившие некие исламские регалии) искусно пользовались подобным восприятием доверчивых арабских меценатов. Доходило до того, что отдельные личности во время турне по арабским странам выдавали себя чуть ли не за представителей… Президента России с одной лишь целью — выбить побольше долларов-дирхемов! Формулы их прошений звучали по-бендеровски, но на арабский манер: «подайте отцам российского Ислама!.. на мечети, на медресе, на улучшение отношений с чиновниками…»

Каково же было удивление, а потом и разочарование, а затем и справедливый гнев доверчивых арабов, когда выбитые под «слово Путина» деньги, предназначавшиеся для возрождения российского Ислама, впоследствии… бесследно исчезали на бескрайних просторах необъятной Российской Федерации... После ряда таких инцидентов российские власти в спешном порядке открещивались от действий «исламских детей лейтенанта шмидта и остапов бендеров», однако, это не могло не оставить горького следа в российско-арабских отношениях. Кроме того, со временем критическая масса авантюр достигла точки, когда выяснялось, что иногда до ста (!) процентов благотворительной помощи не направлялось на декларированные цели, а просто исчезало непонятно куда — естественно, что авторитет российских мусульман перед арабскими партнёрами заметно снизился.

Прозрение пришло. А что делать дальше?

Оценив факты того, что российские мусульманские деятели официальными представителями государства не являются и при этом некоторые из них безответственно (а по-исламски даже преступно!) относятся к деньгам, выделенным на святые цели, арабские спонсоры резко ограничили свою финансовую помощь. В итоге пострадало мусульманское сообщество в целом, в том числе многие крупные централизованные организации нашей страны. Подтверждений тому множество и они бросаются в глаза буквально на каждом шагу.

…Подходим к Соборной мечети столицы России: ощетинившиеся в небо уныло-серые метало- и бетоноконструкции, застывшие башенные краны, а люди собираются на праздничные намазы и молятся на асфальте… последний Курбан-байрам собрал около 70 тысяч человек… Неужели мусульмане мира (Арабских стран, в частности), не способны помочь москвичам — быстро, щедро, эффективно завершить «реконструкцию» Соборной мечети, подобно тому, как ранее помогли построить объёмное здание администрации Духовного управления мусульман Европейской части России?

Почему, если пройтись километр вдоль Олимпийского проспекта, вы встретите уже завершение стройки огромного комплекса Армяно-Григорианской церкви? Там масса административных зданий, где будут и офисы, и классы для занятий, библиотека, выставочные и кинозалы. Там великолепный по своей исконной армянской архитектуре Собор, причём, как утверждают москвичи-армяне, с самым большим диаметром подкупольного пространства в истории армянского мира (вот реализация достижений новейшей техники 21 века!). Общеизвестна сплочённость и сила армянского сообщества на всей планете — но разве она сравнима с потенциалом Арабской уммы? … Или — продолжим экскурсию по этому району столицы — уже много лет, как стоит в Марьиной Роще многоэтажное здание Еврейского общинного центра с его хасидской синагогой. Образец религиозности, общественно-культурной работы, благотворительности, умения ладить с обществом и государством.

Наверно, российские армяне и иудеи не менее других любят Остапа Бендера — но только читать о нём, не впуская к себе в дом…

Итак, что же теперь делать нам на ниве российско-арабского сотрудничества — после прозрения? Стало штампом повторять простую истину: да, анализируя перспективы дальнейшего развития отношений между Россией и странами Ближнего Востока, нельзя не отметить обоюдный рост заинтересованности в их укреплении и расширении. Да, арабские государства рассматривают нашу страну в качестве реальной альтернативы однополярному миру, навязываемому недружественными Исламу силами, в первую очередь администрацией США. Да, у России также много собственных мотивов и интересов как в Арабском мира, так и в решении международных проблем в союзе с арабами. В качестве подтверждения этих тезисов — участившиеся контакты на высшем государственном уровне, изменение отношения арабских государств к ситуации в Чеченской Республике и на Северном Кавказе, награждения арабских деятелей государственными наградами России. В медийном плане важно создание российского телеканала, вещающего на арабскую аудиторию как в традиционно арабских странах, так и в Европе — «Русия аль-Яум».

Ясно, что представители арабского мира, действительно, хотят иметь дело с российскими партнёрами, авторитетными в исламской среде и лояльными государству. При этом термин «муфтий» применительно к России для многих из них уже… ничего не значит — и они готовы помогать любой здоровой общественной инициативе, вплоть до любого мусульманского активиста или организации, если их деятельность не идёт во вред российско-арабским связям.

Мусульмане-арабы не теряют оптимизма. Именно поэтому представители благотворительных арабских организаций и сейчас, после ошибок переходного времени, активно ведут поиск новых партнёров в России, с которыми можно было бы взаимодействовать, не рискуя поссориться с государством или нарваться на очередного «волка в овечьей шкуре».

Ярким примером такого подхода и стало то заявление первого заместителя министра вакуфов и исламских дел Государства Кувейт доктора Аделя аль-Фаляха, которое послужило импульсом для этих заметок. И вовсе не случайно, что высокопоставленный кувейтский политик акцентировал внимание на законопослушности и авторитете организаций, прекрасно понимая, что эти факторы являются основным гарантом благонадёжности отношений и целевого расходования средств.

От всей души — поздравляем доктора Аделя аль-Фаляха с российской государственной наградой, желаем ему исполнения всех искренних намерений на пути Аллаха, в подлинной дружбе с народами России и с её мусульманами! Да благословит Вас, уважаемый доктор, Аллах — Своею Милостью, Мудростью и Щедростью! Амин.

___________________________

*В большинстве арабских и мусульманских стран имеется по одному муфтию. Человек, занимающий эту должность, обладает глубокими знаниями ислама, позволяющими выносить фетвы (религиозно-правовые заключения).

Джаннат Сергей Маркус

IslamNews


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф