Задать такой вопрос публично – означает или вызвать гнев, или подозрения в слабоумии. Но я сознательно именно так ставлю вопрос, ибо российская исламская действительность именно в этой сфере – в образовании – до сих пор подобна средневековому ослику, попавшему на хай-вэй и растерянно мигающему вслед проносящимся мимо мерседесам…
С одной стороны, с минбаров бесконечно твердят, что «обладающие знаниями – наследники пророков!», а с другой стороны, наша умма крайне необразованна и лишена той социальной общности, которая называется элитой.
Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет…
Высказаться так резко меня побудили события последних месяцев. А именно: Президент России дал поручение наладить механизм отправки российских студентов в зарубежные исламские учебные заведения, причём он говорил об этом неоднократно, в частности, на встрече 15 мая 2009 года с руководителями ДУМов и затем 28 августа 2009 года с руководителями республик и ДУМов Северного Кавказа. Однако – ну кто бы мог поверить! – до сих пор в этом направлении практически ничего не сделано. Почему же? Ведь не всегда и не в каждом государстве, где есть мусульманское меньшинство, первое лицо государства не просто «проявляет внимание» к проблемам мусульман, но считает своим долгом применить свой авторитет и государственные рычаги, чтобы сдвинуть застойную ситуацию с мёртвой точки. Но в ответ – как в классе, где доминируют двоечники! – покорное молчание, имитация «одобрямс» и… почти полное бездействие…
Хочется во всём этом разобраться.
Итак, сначала взглянем на вопрос об отправке российской мусульманской молодёжи на учёбу за рубеж – с точки зрения зарубежных вузов. В настоящее время зарубежные исламские вузы принимают из России… всех подряд. Но ведь при всех благих желаниях «помочь пострадавшей умме России» в первую очередь такая анархия и неразборчивость наносят ущерб самим учебным заведениям – ведь они не представляют, кого принимают, с какими намерениями (с духовным ниятом и профессиональными целями). По сути, «берут кота в мешке». Но разве в исламских отношениях «учитель-ученик» допустима такая слепота? Разве мы забыли, что не всякого берут в обучение – как по профессиональным, так и по духовным качествам? Духовное образование – не подобие «фордовского конвейера», где из безликого металла можно выковать любые гайки и шестерёнки… Предполагаю, что такое невнимание со стороны наших доброжелателей из-за рубежа – аванс, выданный нам предками, на нас смотрят, как на детей и внуков тех, кто в неимоверно трудных условиях атеистического режима сохранил иман и саму умму России.
Но помимо этого морально-исторического аспекта есть ещё и морально-экономический. Посмотрите: ведь большая часть вузов, принимающих наших студентов, существуют на благотворительные средства. Это деньги мусульман тех стран, это средства от их закята, это – священные средства, данные людьми во исполнение Шариата, во имя Всевышнего. Известно, что большинство исламских вузов за рубежом обучают студентов бесплатно. Но далеко не все студенты оправдывают те расходы, которые несут мусульмане зарубежных стран в связи с обучением и содержанием «посланников из России».
Однако, почтительно внимая высоким и признанным авторитетам исламского образования за рубежом, не будем слепы: среди исламских вузов мира есть признанные, уважаемые заведения, а есть и «шарашкины конторы» с непонятной программой. Или ещё проблема – в некоторых таких вузах система обучения застыла на высшей точке… 18 века, а иногда и ещё более отдалённого времени. Мне красочно об этом рассказывал Дамир Мухетдинов, ныне председатель Совета улемов ДУМНО – как он обошёл разные классы в Мекке, где учили Исламу методами трёхсотлетней давности… и оттого он сам избрал для себя не вуз с религиозной направленностью, а с языковой. Молодой интеллектуал из Поволжья не пожелал возвращаться в век Екатерины Второй, Вольтера и Абул-Ваххаба. Всё-таки на дворе у нас иная эпоха. А часть исламских образовательных систем в мире до сих пор остались в Средневековье…
Тут налагается ещё одна нелепость: часто из-за границы возвращаются недоучки – либо отучившиеся один-полтора года, либо закончившие языковые курсы, свидетельство которых выдаётся за диплом о полноценном высшем исламском образовании. Ну кто у нас разбирается в этих дипломах, в статусе и в качестве образования разных вузов исламского мира? Большинство как мусульман, так и госчиновников и просто обывателей, увидев в руках у юноши «диплом с арабской вязью», уже трепещут от благоговения – «о, это исламский учёный!» Смешно! Реальная картина гораздо сложнее.
«Руссо студенто облико морале» – кто же ты, шакирд из России?
Студенты, приезжающие от нас в исламские вузы мира, явно делятся как минимум на три категории. Возьмём для наглядности ситуацию в древнейшем исламском учебном центре мира, в каирском университете Аль-Азхар и вокруг него. Первая категория студентов – это те, кто настроились на долгую учёбу в университете с намерением закончить его и получить диплом выпускника Аль-Азхара, а возможно – и продолжить образование далее. Увы, таких не так уж много. Одной из причин этого является отсутствие согласованности между учебными заведениями России и Аль-Азхаром.
Второй вид студентов – те, кто приехали изучить прежде всего арабский язык и, наряду с этим, освоить некоторые основы Ислама, посещая уроки в мечетях у отдельных шейхов. В то же время они сдают документы и в Аль-Азхар – для получения права на пребывание в Египте. И таковых – большинство.
К третьей категории студентов относятся те, кто вообще не настроен на серьёзную учёбу, не имеет способностей к этому, или уже отучился и остался в Египте, чтобы, как принято писать в заявлениях о продлении визы, "жить в атмосфере Ислама". Такие псевдо-студенты могут заниматься торговлей, приезжать и уезжать, временами посещать лекции в мечетях или общаться со студентами на религиозные темы. Жизнь их свободна и своевольна, а цели далеки от настоящего стремления к знаниям…
И вот, в Египте уже образовалась приличная российская диаспора, сосредоточенная, главным образом, в Мадина ан-Наср. Понятно, что при такой системе, когда в исламские вузы едут все подряд, без настоящего тестирования, без ответственных рекомендаций от посылающей стороны – очень много недоучек, людей с начальными знаниями, тех, кому важнее просто пожить заграницей и завести максимум торговых и иных бизнес-связей.
И вот преобладание в «российской студенческой диаспоре» именно такой неясности нията, псевдостуденчества, приводит к тому, что она сама становится потенциальной средой для любых манипуляций (как духовных, так и экономических, политических) и, в частности, для сеяния экстремистских идей. Увы, до сих пор не могу забыть, как мне было стыдно слышать от старших по возрасту мусульман в Каире о… драках, которые регулярно устраивают «шакирды из России».
Подобное поведение и вообще непрозрачность жизни наших «посланников» временами приводят к непониманию и даже притеснениям со стороны государства, а некоторые из «недоразумений», как поведала российская пресса, чуть было не переросли в международный скандал. У многих на памяти случай с арестом российских студентов в Египте перед визитом Обамы. В нашем Минобрнауки тогда утверждали, что студенты поступили на учёбу без участия российских структур образования.
Но было бы неправдой утверждать, что всё в наших учебных диаспорах только плохо, и призывать (как это сделали некоторые отечественные «унтер-пришибеевы» из «муфтиятов») – к прекращению самого обмена студентами с зарубежьем! Никак нет. Хвала Аллаху, среди отучившихся уже есть люди достойные и всей нашей умме заметные. В качестве примера можно привести имамов Шамиля Аляутдинова (ныне имам-хатыба мечети Шахидов на Поклонной горе в Москве) и обладателя степени магистра Аль-Азхара Мухаммада Басыра. Такие «плоды просвещения за рубежом» приносят только пользу – и в целом надо сказать, что все участники процесса (в России и за её пределами) заинтересованы, чтобы росло число тех, кто честно настроен на учёбу. Ведь из их числа впоследствии получаются хорошие проповедники и не менее хорошие граждане, незаменимые в международном общении толмачи-посредники, люди-мосты, связующие разные народы и культуры, возвышающие честь уммы и престиж своего Отечества.
Так кто же выписывает «путёвку в жизнь»?
Однако для того, чтобы из-за границы к нам после учёбы возвращались не «тёмные лошадки» или «агенты влияний» (от мифической «Аль-Каиды» до вполне немифических спецслужб Запада и многоликого Востока) – практически… ничего не делается. Российские «муфтии», которым в последние годы почти монопольно было передано право давать «путёвку в иностранную жизнь», утверждают, что никого без направления не отправляют за границу. Об этом, в частности, говорил Талгат Таджутдин на встрече с руководством Аль-Азхара зимой этого года. Им вторят некоторые зарубежные исламские вузы, утверждая, что не принимают никого без направления. Об этом же, кстати, говорил источник IslamNews в высшем руководстве Аль-Азхара: «Мы всегда требуем подтверждения у РФ». Однако, не так трудно увидеть просто картинку из жизни: как абитуриенты идут в консульство и берут… справки за 10-15 долларов.
Мне уже приходилось писать о правовом бескультурье наших ДУМов – но вот сейчас хочется вдобавок понять: а в чём же причина думского «бездумья» в вопросах образования вообще и в обсуждаемой сейчас проблеме отправки молодёжи за границу? Кажется, ответ даёт имам Умар Идрисов (ныне глава Совета старейшин ДУМНО), рассуждавший об этом в своих «Бухарских воспоминаниях». Вкратце его вывод таков: «бухарское поколение» само получило крайне скудное образование, ибо советская власть в принципе не желала иметь в стране подлинно исламскую грамотную элиту. В медресе Бухары и Ташкента набирали выходцев из простонародья, людей бедных, и до конца дней своих не способных преодолеть чувство ненасытности – это не духовная аристократия, а временный эрзац. Что ж, выводы Умара-хазрата суровы: но ведь, говоря так, он не щадит и себя – потому его суждения нельзя не уважать за откровенность и честность. Современная молодёжь потому и не слушает «бухарское поколение»… Но что же делать в такой, подлинно катастрофической, ситуации? Как и кто будет посылать молодёжь «правильно учиться в правильном месте и в правильном направлении» – если сами отправляющие неквалифицированны?
Очевидно первое: эта проблема беспокоит в первую очередь самих мусульман России. Очевидно и второе: «духовки» (ДУМы на молодёжном сленге) совсем формально подходят к её решению и буквально «заваливают» её в никуда… «солдаты-швейки» никак не могут понять, как обучать на генералов… В-третьих, что тоже становится всё очевиднее с каждым днём: в таком деле необходимо максимально использовать потенциал государства, а также межгосударственные отношения.
Ловко критикуешь – так же ловко предложи выход!
Если читатель вправе обратиться ко мне с таким призывом, то я так же вправе сказать следующее.
Все поднятые здесь проблемы – общие для мусульман не только России, но и всего СНГ, ибо причина их в длительном семидесятилетнем господстве системы советского госатеизма, подорвавшего культурную базу, разрушивший духовно-интеллектуальный аристократический слой нашей уммы. Практически все аналитики свидетельствуют о том, что кратко сформулировал для своей страны (Азербайджана), а на самом деле для всех нас, Директор департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа, кандидат философских наук, автор смыслового перевода Корана на русский язык Эльмир Кулиев (Баку): «Ряды духовных сановников в стране нуждаются в обновлении так же, как и сама религиозная жизнь. Образ Ислама не должны формировать невежественные муллы, поджидающие у ворот мечетей и кладбищ. Ислам – это религия знания, а оно, как известно, рождается и приумножается в академических учреждениях». В подобном направлении дают свои оценки и Кадыр Маликов (Кыргызстан), Марат Смагулов (Казахстан) и многие другие. Более того, афоризм 21 века об этом выдал глава Международной ассоциации исламских учёных шейх Аль-Кардави, заявивший, что «уммой должны, наконец, управлять не проходимцы, а учёные». Значит, обсуждаемое нами болезненное состояние охватывает и мировое исламское сообщество…
Но вернёмся к России. Что можно вырастить на поле, выжженном советским атеистическим напалмом? В вопросах образования будущих «учителей Ислама» и «учителей учителей» задействованы объективно три силы: сами мусульмане страны, мусульмане мирового сообщества, плюс российское государство. О первых двух силах я уже говорил. А что же государство?
Скажем прямо: в ельцинское время оно пустило обсуждаемую нами важнейшую часть общественной (и международной) жизни на самотёк. Действовал принцип: берите столько суверенитета, сколько сможете! Внешне прекрасный лозунг был обращён в столь некультурную среду, что ничего, кроме хаотических движений, подчас с кровавым исходом (чеченские войны), получиться и не могло. А в деле исламского образования молодёжи за рубежом – тот же результат. Хаос, непрозрачность, мутная среда для авантюр экстремистов всех мастей (псевдорелигиозных, национал-сепаратистских и прочих). Долгое время этим занимались «силовики»: но ошибка была в том, что они по своей профессии призваны лишь «отслеживать и ликвидировать», «мочить в сортире». Однако, государство в принципе не должно допускать того, чтобы кого-то из своих граждан доводить до такого экстрима.
Пожалуй, лишь в последние годы появилась позитивная, с прицелом на много лет вперёд, подлинно государственническая программа: государство (впервые в истории России!) стало поддерживать исламское образование как внутри страны, а также ищет новые подходы вне страны. Об этом недавно рассуждал главный советник администрации президента РФ Алексей Гришин, который курирует взаимодействие государства с исламскими религиозными организациями.
В частности, он сказал: «Разработанная система предполагает финансовую поддержку студентов, последующее их распределение в России, а также дополнительную подготовку выпускников в исламских учебных заведениях России не в контексте исламского вероучения, но в контексте "российских реалий". "Пришло время переходить на более высокий уровень сотрудничества с нашими зарубежными партнёрами. Речь идёт о создании системы направления молодых людей - мусульман из РФ на обучение за рубежом", - сообщил Гришин.
Он особо отметил фактор, который ранее вообще не действовал – работу российских посольств со студентами за рубежом. Так, Гришин рассказал, что во время поездок в некоторые арабские государства иногда сталкивался с позицией, когда руководители вузов, где обучаются российские студенты, говорили, что нет необходимости связываться со студентами, так как у них есть все условия для учёбы, учебные пособия, и ходить в российское посольство и связываться с российским государством им необязательно. "Вот мы их подготовим и вам пришлём... Такой подход российское государство не устраивает", – сказал он.
Представитель президентской администрации также заявил, что те, кто уже закончил вузы за рубежом, должны учитывать специфику работы в России. "Мы хотим расширить программу по переподготовке студентов, которые учились за рубежом", - отметил Гришин, а для этого необходимо расширить систему доподготовки выпускников в исламских учебных заведениях России. "Не переподготовку в контексте исламского вероучения - никто в эту сферу не вмешивается, – а именно доподготовку по российским реалиям, по тому опыту, который накопила Россия в сфере совместного проживания народов разных религий и разных национальностей", - добавил Гришин.
…Лёд тронулся… позиции проясняются. Когда в тёмной комнате не было света, все кошки казались чёрными – но теперь мы сможем их различать! В данном случае роль «светоча» решило взять на себя государство. Это и отрадно и рискованно.
Отрадно, ибо (повторю) такого позитивного отношения к исламскому образованию в истории России от лица государства никогда не было. И грех мусульманам этого не сознавать, грех – не благодарить за то Аллаха и не использовать открывшиеся возможности.
Рискованно – ибо конкретную политику всегда осуществляют конкретные люди: всегда ли за прекрасными словами следуют столь же прекрасные дела? И ещё – что же делать мусульманам России с «муфтиятами», которые от имени мусульман страны «давали путёвки», но оказалось – не всегда «тем» и не всегда «туда»? Не нужны ли новые структуры ответственного формирования образовательной политики?
Наконец, ещё вопрос – уже к нашим зарубежным партнёрам и международным исламским организациям: вы осознаёте специфику нашей истории и наших проблем, уважаете самобытность наших народов и суверенность нашего государства, готовы на прозрачной и взаимно ответственной основе сотрудничать в деле образования мусульманской молодёжи?
Итак, вопрос, вынесенный в заголовок – «Нужно ли мусульманам России учиться заграницей?» – конечно же, решается положительно, но при условии, что все три действующие силы этого процесса (умма России, международные исламские структуры и государство РФ) проявят мудрость, адекватность современности и желание взаимодействовать.
Джаннат Сергей Маркус, IslamNews.