В 2009 году, на второй день нахождения в должности главы государства, президент Обама подписал распоряжение, которое стало декларацией, призванной заявить на весь мир об обновлении американской политики, ее изменении в лучшую сторону.
В нем содержалось требование закрыть не позднее чем через год печально известный лагерь для интернированных, расположенный в пределах военно-морской базы «Гуантанамо Бэй» на Кубе, этот мрачный символ беззакония, творимого администрацией Джорджа Буша- младшего, ее методов, включающих пытки и содержание под стражей без предъявления обвинения. Данное решение, которое сопровождалось целым рядом аналогичных документов, призванных дать понять обществу, что с эпохой Буша, в которую людям отказывали в правосудии, покончено, было поистине смелым шагом, возвещавшим о начале новой эры.
Однако то, что последовало за этим, не всегда выглядело таким же жизнеутверждающим. Новая администрация решила взять на вооружение многие весьма экстравагантные методы команды Буша, которая окружила деятельность исполнительной власти ореолом государственной тайны, что позволяло не отчитываться перед обществом за нахождение под арестом сотен заключенных, содержащихся в «Гуантанамо» и других секретных тюрьмах, жестокое обращение с ними и лишение их возможности предстать перед судом.
Генеральный прокурор Эрик Холдер (Eric Holder) был совершенно прав, потребовав, чтобы дело Халида Шейха Мохаммеда, который провозгласил себя вдохновителем и организатором террористических актов, имевших место 11 сентября 2001 года, рассматривал федеральный суд Манхэттена. Однако он недоучел политической составляющей данного решения, и администрации пришлось отказаться от своих планов, столкнувшись с яростным сопротивлением со стороны местных политиков и республиканцев в Конгрессе, обвинявших г-на Обаму в мягкотелости по отношению к террористам.
В результате назначенный президентом крайний срок для закрытия тюрьмы «Гуантанамо» истек, а вместе с ним исчезли уверенность в себе и энтузиазм. Конгресс продолжал вставлять ему палки в колеса, нагромождая друг на друга ограничительные меры, делавшие практически невозможным продвижение вперед в деле разоблачения методов Буша и освобождения узников вышеуказанных тюрем.
В настоящее время в «Гуантанамо» содержатся 166 заключенных, на 76 человек меньше, чем в то время, когда г-н Обама вступил на президентский пост. Лишь немногим из них предъявлено официальное обвинение в совершении преступления или нарушении закона. Уже более двух лет назад специальная рабочая группа, назначенная администрацией для изучения дела каждого заключенного, пришла к выводу, что примерно 86 узников подлежат репатриации на родину или высылке в другие страны.
Тем не менее, благодаря драконовским мерам, которые Конгресс вводил в действие, начиная с 2010 года, эти люди все еще остаются в тюрьме, и конца их заключению не предвидится. В сентябре нынешнего года один из таких узников, гражданин Йемена Аднан Фархан Абдул Латиф покончил с собой после того, как решение федерального судьи о его освобождении было несправедливо отменено судом апелляционной инстанции. Вот такую цену платят страны, создающие подобные тюрьмы. «Гуантанамо», где не действуют ни законы, ни нравственные нормы, позорным пятном лежит на репутации американского правосудия.
Вопрос о закрытии тюрьмы «Гуантанамо» почти не поднимался в период избирательной кампании 2012 года. Тем не менее, было приятно услышать о том, что г-н Обама не собирается отказываться от своего обещания. «Я все еще намерен закрыть «Гуантанамо», - заявил он в интервью ведущему телепрограммы «The Daily Show» Джону Стюарту (Jon Stewart) в середине октября, на завершающей стадии президентской гонки, - к сожалению, мы пока не смогли провести это решение через Конгресс».
Однако глава государства не указал, как он планирует продвигаться вперед в этом вопросе в период своего второго срока, каким образом собирается преодолевать препятствия, созданные законодательной властью. На самом деле, тюрьму нельзя закрыть без снятия ограничений, введенных Конгрессом. Они касаются перевода заключенных в США, использования средств для строительства изоляторов на территории страны для содержания узников «Гуантанамо» и освобождения людей, не представляющих опасности, которых и так уже слишком долго держат под стражей без предъявления официального обвинения и решения суда.
Если г-н Обама серьезно намерен выполнить свое обещание – а мы надеемся на это – ему придется на этот раз приложить больше усилий и быть готовым потратить свой политический капитал на решение данного вопроса. Позиция республиканцев, да и некоторых демократов, препятствовавших закрытию тюрьмы «Гуантанамо», остается непреклонной, в ее основе по-прежнему лежат пропагандистские аргументы о том, что решать судьбу террористов должен военный трибунал, а не гражданский суд, ведь первый действует жестче и надежнее. На самом деле это не так, однако администрации пока не удается обосновать свою точку зрения.
Пагубные ограничения, касающиеся содержания подозреваемых в терроризме (такая ложно понимаемая система правосудия становится своего рода «дубиной», направленной исключительно против узников-мусульман), содержатся в тексте Закона о национальной обороне (National Defense Authorization Act), ежегодно представляемого в Конгресс документа, посвященного военному бюджету. В настоящее время последняя версия данного законопроекта с трудом проходит согласование на Капитолийском холме и, скорее всего, ляжет на стол президента в конце последней сессии уходящего состава законодательного органа.
При нынешнем положении дел ограничения в заключительном варианте документа, вероятнее всего, останутся такими же, какие содержатся в текущем законе, который г-н Обама угрожал заблокировать год назад, наложив на него вето. Президент уступил в последнюю минуту, когда в текст добавили дополнительные положения, позволяющие исполнительной ветви власти делать исключения из правила о том, что лица, не являющиеся гражданами США, которых подозревают в сотрудничестве с Аль-Каидой, должны содержаться в военных тюрьмах. Кроме этого, дополнительные положения подтверждали полномочия ФБР в расследовании дел, связанных с терроризмом.
Движения, выступающие за соблюдение гражданских свобод и прав человека, а также религиозные организации сегодня подталкивают г-на Обаму к тому, чтобы он заблокировал законопроект о национальной обороне, разработанный на 2013 финансовый год, если данный документ будет включать какие-либо положения, лишающие исполнительные органы полномочий, позволяющих репатриировать узников «Гуантанамо» на родину или в другие страны, или переводить в другие изоляторы для рассмотрения их дел в федеральном уголовном суде.
Их позиция выглядит очень сильной. Из-за существующих норм, включая крайне обременительное требование о том, что для перевода заключенных необходимо согласие министра обороны, за два года ни одного из узников из числа названных рабочей группой так и не перевели в США или не выслали в другие страны. При таком положении вещей шансы на закрытие тюрьмы «Гуантанамо» до конца второго срока президента практически равны нулю.
Наложить вето на законопроект о военном бюджете – это дело не из легких, хотя президенты не раз так поступали, даже в недавнем прошлом. С другой стороны, сколько можно держать заключенных в подвешенном состоянии без каких-либо на то оснований? Подобные действия только множат ряды врагов Америки.
Оставив пресловутые ограничения в силе еще на год без каких-либо послаблений или, по крайней мере, твердого обещания со стороны Белого Дома и членов Конгресса вернуться к данному вопросу в начале следующего года, администрация рискует надолго затянуть дело и поставить под удар репутацию г-на Обамы, как гаранта американской системы правосудия и поборника прав человека.
«The New York Times», перевод «Голос России».