Результаты опроса, проведенного в Америке, показали, что при бесконтрольном использовании телевизора он становится в семье стеной разлада подобно берлинской.<
Если взглянуть на рост зависимости от телевизора в Турции, то было бы полезно предпринять меры, пока такие стены еще не стали возводиться. Конечно, виноват не только телевизор.
Вы когда-нибудь задумывались, что бы ответили, если кто-нибудь спросил: «Кто должен уйти из дома, если будет выбор между отцом и телевизором?» Только не восклицайте: «Разве такие вопросы можно задавать?!» В Америке провели опрос среди детей 6-12 лет, из которых примерно 57% выбрали ответ «отец».
Ситуация в Турции не настолько опасна, но телевизор все же господствует и в домах турецких граждан. В прошлое ушли те дни, о которых рассказывает старшее поколение: каштан варится в печи, бабушки и дедушки рассказывают сказки, приятная беседа супругов, когда жены занимается вязанием; сегодня же каждый в семье борется за право посмотреть свою любимую программу. В результате этой борьбы кто-то, примирившись с судьбой, смотрит программы с родителями или супругом, кто-то решил проблему, поставив еще один телевизор в другой комнате. Телевизор разделяет членов семьи как Берлинская стена, построенная в 1961 году.
Педагог Адем Гунэш (Adem Güneş) обращает внимание на то, что мультипликационные фильмы 3D формата и цветовые, музыкальные изображения телевизоров с еще более развитыми технологиями преподносят яркий мир. Телевизор завладевает семьей перед одиноким отцом, вернувшимся усталым домой, который из кожи вон лезет, чтобы удовлетворить потребности семьи, а со временем телевизор становится для ребенка все более привлекательным.
В сложившейся ситуации винить только телевизор не верно. Изучив многочисленные публикации ясно то, что это одно из технологических открытий, которое своим существованием привнесло многое в нашу жизнь. Кроме того, это неодушевленный предмет и его включение или выключение в наших руках. Контролировать какие программы мы смотрим и длительность нашего пребывания перед экраном можно! Конечно, в такой ситуации большой труд падает на семью. Родителям необходимо подавать пример своим поведением и показывать дорогу детям, механизмы внутреннего контроля которых развиты не до конца. Семейный консультант Эфкан Йешилдаг (Efkan Yeşildağ), обращаясь к родителям, советует: «Вечерами как минимум на 15-20 минут выключайте телевизор, читайте вместе сказки или рассказы и обсуждайте их. Укрепляйте отношения между собой. Пусть ваши дети читают, а вы слушайте их». «Вы можете позволить ребенку смотреть любую передачу, которую считаете нужной», - говорит Йешилдаг, поясняя, что нужно знать причину выбора той или иной программы и по ее окончании необходимо обсудить увиденное.
Правильно ли отказываться от телевизора?
Ежедневно в адрес телевидения добавляется новая критика. Те, кому не комфортно с телевизором, нашли решение проблемы в избавлении от него. Или же вновь обрученные пары не покупают телевизор в квартиры. Некоторые семейные консультанты советуют парам, у которых в отношениях наметился разлад, отказаться от телевизора. Мы спросили у специалистов, насколько этот метод является действенным.
Педагог Адем Гунэш: «Важно укреплять семейные связи»
В такой ситуации необходимо задать семьям следующий вопрос. Смогут ли они заполнить образовавшуюся пустоту? Притягательность телевизора сократится, если в доме будет разнообразная деятельность. Даже если запретили или убрали телевизор из квартиры необходимо дать ответ на вопрос: «Есть ли во мне отцовские или материнские способности, оживляю ли я дом, или я потерял(а) их?» Это глобальный вопрос. Что происходит в машинах. Родители сидят в передних креслах, а ребенок сзади, они не поворачиваются, чтобы сказать и двух слов. Разве тут телевизор виноват?
Семейный консультант Эфкан Йешилдаг: «Не стоит полагать, что с отказом от телевизора решатся все проблемы»
Говорить людям: «Уберите из дома телевизор» будет значить тоже, что сказать у меня дома стоит телевизор, так как я могу себя контролировать. А у вас пусть его не будет, вы не можете контролировать». Это не самый эффективный метод. Собравшись с семьей можно решить, что будет просматриваться. В конце концов, телевидение – это одно из важнейших средств массовой информации нашего времени. Разве мы не узнаем много нового и интересного из телевизора? Отказ от телевизора ведет к некоторым проблемам. Если ребенок ходит в школу, то его друзья осуждают передачу, которая была накануне. Значит, ребенок не участвует в беседе. Здесь уже возникает проблема социализации ребенка.
Аслыхан Кошекоглу, журнал "ДА"