Так уж случилось, что у многих людей слово «отдых» ассоциируется с бытовым до боли знакомым глаголом «бухать». А отдыхают все по-разному: гопник – с пивом в подъезде, тусовщик – с коктейлем в клубе, а интеллигент – с коньяком в театре. Хотя и непривычно звучит – «бухать в театре», – но ведь такова реальность.
В Казани практически ежедневно проходит множество самых различных культурных мероприятий – вечеринки, выставки, концерты, спектакли. Зеленый змий там правит бал.
Ну, с ночными клубами все понятно. Львиную долю прибыли делает бар. А где еще клабберу «вискарика» (виски – прим. «МТ») с колой похлебать? Хотя, как говорят бывалые, настойку боярышника, которую продают в любой аптеке, не отличить от того дешевого виски, который подают в большинстве наших клубов. Попробуйте еще отыскать 10 отличий между дворовыми «синяками» и клубными завсегдатаями. Разве только одно – первые не выкладывают уйму денег за этот «боярышник».
Антрактная доза
Перейдем к театрам. Вроде бы они являются самыми что ни на есть культурными заведениями, а зрителей можно причислить к местной элите. Они одеваются во все самое красивое и подчас дорогое, и до сих пор можно увидеть женщин с веерами, что, безусловно, редкость. Многие берут приобщать к «высокому» своих детей. Но стоит объявить антракт, как львиная доля этой интеллигенции устремляется к заветному месту – в буфет. Искусство искусством, но желудок живет вне Чайковского и Булгакова.
Шампанское, вино, коньяк – ассортимент вполне широк. Каждый найдет напиток по вкусу и соразмерный своему кошельку. Стоп! А разве не запрещено распитие спиртных напитков в общественных и культурных местах? Почему театры являются исключением? Кто так решил? Ведь для многих пропустить бокал-другой во время перерыва в представлении – дело привычное.
– Методом запрета нельзя искоренить ни одну проблему, – говорит заместитель директора Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Николай КИРПИКОВ. – Конечно, нельзя продавать алкоголь вблизи детских садов, школ, но я считаю, что бокал шампанского для взрослого человека не может привести к злоупотреблению. Есть такая вещь, как культура потребления такого рода напитков, что вписывается в политику театра.
Администрации остальных крупных сцен Татарстана солидарны с вышесказанным. Практически у всех возможностями самого заведения либо сторонним ООО (обществом с ограниченной ответственностью – прим. «МТ») осуществляется розничная торговля спиртным. Культура тут уже отступает на второй план, ибо бизнес все же прибыльный: 50 граммов дешевого отечественного коньяка с условными тремя звездами выставляется не дешевле 100 рублей.
Когда же «МТ» обратилась за комментариями к директору Государственного Большого концертного зала им. С.Сайдашева (БКЗ) Ленару АЙКАЕВУ, тот немного растерялся. По его словам, тема какая-то неинтересная:
– Лучше бы написали про то, почему молодежь сейчас не идет слушать классическую музыку. А на такую спекулятивную тему, как продажа алкоголя, мне не хочется говорить.
Директора БКЗ понять можно. Он сам, как известный музыкант, много гастролировавший по Европе, занимается насущными проблемами искусства в целом, нежели какими-то мелочами вроде содержания прилавков буфета. Стоит заметить, что его сцена относится к консерватории – учебному заведению. Представьте, если в меню во всех студенческих столовых появится пиво или что покрепче?
Единственное, что вызывает недоумение, так это то, что взрослые отказываются понимать тот факт, что своим примером они показывают пример подрастающему поколению. Если старшим можно выпить коньяк или шампанское вечером в театре, то почему нельзя детям распить водочки или «пивасика» (пива – прим. «МТ») ночью в клубе? Что за политика двойных стандартов? В «Татнефть-арене» и на Центральном стадионе – нельзя, а в театре – можно? Почему те, кто радеет за культуру в стране, топят своих адептов в алкогольном градусе?
– Они боятся потерять зрителя: запретите алкоголь в буфетах – и он уйдет, – прокомментирует скептик. – Бокал коньяка позволяет высидеть вторую часть, а его ожидание – первую.
Те дети, которые приходят вместе с родителями посмотреть, например, очередную постановку в Качаловском театре, вынуждены смотреть, как взрослые «культурно» отдыхают. Они же впитывают как губка. Через несколько лет, посетив театр, детишки со свойственным снобизмом будут стоять с фужером в руках и обсуждать того или иного актера. Символично, что именно в БДТ имени В.И. Качалова Александр Славутский поставил трагедию «Американская шлюха», у которой есть в названии продолжение – «или Путешествие по России с папой-алкоголиком». Вот и случается, что с родителями-алкоголиками наше молодое поколение путешествует по театральным закоулкам.
Рассказывали, что на съемках фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» известный квартет играл, по признанию одного из актеров, «пьяных – в трезвом состоянии, трезвых – в пьяном». Ходит много баек о том, как очередной наш местный актер выходил на сцену в далеко не трезвом состоянии. Например, накануне премьеры спектакля «Квадратура круга» один из артистов ушел в запой. Дабы не сорвать премьеру, пришлось срочно искать ему замену: вызвали актера из ТЮЗа, который за одну ночь выучил всю партию и спас ситуацию.
Порознь со спортом
Что радует в России, так это отношение к спиртному во время спортивных состязаний. Если посмотреть на зрительские трибуны в США во время футбольных, хоккейных или баскетбольных матчей, то в руках большинства можно увидеть большие пластиковые стаканы. В них, как правило, пиво, а между рядами снуют симпатичные девушки-продавщицы, предлагающие пиво, чипсы и хот-доги. Отказать им невозможно.
На данный момент, согласно федеральному законодательству, торговля пивом и другими спиртными напитками в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях запрещена. Татарстан в этом отношении был в числе первых: еще до официального запрета на матчах «Рубина» и «Ак Барса» алкоголь был запрещен к продаже. Многие еще помнят, как за несколько часов до начала матча в Вахитовском районе прекращалась реализация любого алкоголя.
И то, что сейчас Казань является спортивной столицей, а главные клубы республики одержали «золотые» дубли, говорит о том, что первые лица Татарстана во главу большого спорта поставили популяризацию здорового образа жизни, а не сиюминутные выгоды и элементы шоу! Не пустив алкоголь на трибуны к болельщикам, властьимущие поступили перспективно – не стоит свое будущее топить в алкоголе.
Не так давно в Петербурге хотели разрешить продажу пива на матчах местного «Зенита», но тогда же главный государственный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО высказался категорически против этого:
Ставить вопрос о продаже пива на стадионе – верх некорректности. Сначала мы пафосно называем стадион храмом здоровья, а потом у нас в этом храме за поединком двух команд осоловевшими глазами наблюдают молодые люди. Не зря и российские, и европейские законы запрещают распитие алкогольных напитков на спортивных соревнованиях.
Поддержал его и советский «мушкетер» Михаил БОЯРСКИЙ:
– Продавать пиво на стадионе – плохо. Я сам люблю выпить кружку-другую, но только не во время футбола. Стадион – не разливочная! А среди наших болельщиков много таких, кто одной бутылкой не ограничится. И потом, я не понимаю, зачем спиртное на футболе?
Но не все болельщики согласны с актером. Тот, кто хочет напиться, непременно добьется своего. Как признался «МТ» болельщик казанского хоккейного клуба «Ак Барс» Дмитрий Жирнов, он с друзьями закупает алкоголь в ближайших магазинах и выпивает его непосредственно перед входом на ледовую арену.
– На трезвую голову игра смотрится не так ярко, – констатировал он.
Нельзя сказать, что запрет на алкоголь во время культурных мероприятий так уж бесполезен. Хотя бы тот факт, что подрастающее поколение не видит того, как пьют окружающие, уже многое дает. Погоду портит лишь реклама. Посмотрите любую спортивную трансляцию. От рекламы пива не скрыться. Рекламодатели знают, что основными зрителями являются мужчины, поэтому готовы платить огромные деньги, только бы не упустить внимание своего основного потребителя. Под стенами Кремля чествуют «Ак Барс», а кругом пивные шатры, украшенные известным пивным брендом. Вот такая у нас политика двойных стандартов: иногда и спорт без алкоголя никуда, что уж говорить о театрах. А молодежь? Что молодежь… она как-нибудь справится с алкоголем, но жаль, что для этого потребуются сотни тысяч глупых жертв, винить в которых можно с полным правом тех, кто на вопрос – почему продаете алкоголь? – парирует, что все это спекулятивная тема. Просто они с наркологами не беседовали, которые бы посоветовали, что прежде чем приучать юное поколение к классической музыке, следует его оторвать от горлышка бутылки.
P.S. Для сравнения масштабов культурного и «культурного» времяпрепровождения есть интересные цифры: в России на душу населения в год приходится пять книг и 50 бутылок водки. Делайте выводы. Вот и ходит Шапокляк такая начитанная-начитанная, а из кармана еще полкнижки торчит.
Ильдус ШАКИРЗЯНОВ, Молодежь Татарстана