Россия – это Киев? Правда, что у вас круглый год зима? Такие вопросы задают практически все иностранцы, с которыми начинаешь общаться по «аське». И чем дальше они находятся от нашей страны, тем удивительнее их стереотипы.
Об Иване и новых русских
Представления многих иностранцев о самой большой стране мира подчас действительно удивляют. Кто-то искренне считает, что у нас круглый год зима, кто-то слагает легенды о пьющей нации, кто-то уверен, что самые доступные девушки живут именно в России. Причем эти стереотипы из года в год абсолютно не меняются. Своего рода эволюцию переживает разве что образ русского человека: если раньше россиянин в глазах иностранца представлялся эдаким Иваном, живущим в лесу бок о бок с медведями, то теперь это непременно бизнесмен с золотыми часами и домом на Рублевке. По крайней мере, таким видят российских богачей иностранцы.
Хоть какое-то адекватное мнение о нашей стране имеют, пожалуй, только те иностранцы, которые приехали к нам на учебу. С Россией они знакомятся или уже на месте, или за пару месяцев до вылета: как правило, штудируется Интернет и изучается культура. В вопросах высшего образования, по мнению большинства чужеземцев, Россия впереди Запада: недорого и качественно. По самым скромным данным, в нашей стране на сегодняшний день получают образование несколько сотен тысяч студентов практически из каждой точки Земного шара. Особый наплыв из стран Азии, Ближнего Востока и Африки. Сложнее всего в России приходится тем, кто прибыл из глубинок отстающих, бедных стран. В Казани подобных студентов насчитывается свыше сотни. Они приехали из Йемена, Намибии и других экзотических стран. Впервые в 2009 году в наш город прибыли абитуриенты из Шри-Ланки, увеличилось количество студентов из Японии, Китая и Вьетнама.
О «Рубине», «Ак Барсе» и русских медведях
Те, кто уже успел сформировать свое мнение о России, подмечают, что у нашего народа есть одна уникальная способность – умение превращать свои недостатки в достоинства. Пить для нас гордость, иметь много девчонок – значит, быть настоящим мужчиной. Но больше всего иностранцев поражает то, как казанцы болеют за свои спортивные команды.
– Все мои друзья, откуда бы они ни приехали, болеют за «Ак Барс» и «Рубин». Для всех казанцев это родные команды. Мы с друзьями тоже стали болельщиками: в моем шкафу лежат два шарфа: «Рубина» и «Ак Барса». Идя на матчи, я обязательно наматываю их на шею, – говорит Махинда ПРЕМАДАС.
В Казань Махинда приехал из Шри-Ланки полгода назад, чтобы получить здесь высшее образование. Но пока о поступлении в вуз не может идти и речи: парень только привыкает к жизни в России и усердно учит русский язык. С друзьями, с которыми прилетел из Шри-Ланки, Махинда ни на секунду не разлучается. Они вместе живут в съемной квартире, вместе ходят по магазинам, вместе готовят.
Такой жизненный уклад знаком многим иностранцам. Однако со временем все они становятся самостоятельнее.
Студент первого курса КГТУ-КХТИ Аззи из Йемена вспоминает, что первые месяцы он боялся лишний раз появиться на улице: его маршрут был из общежития на учебу и наоборот. Но со временем все изменилось. Правда, знакомство с нашей страной для парня все равно началось с маленькой неприятности.
– В России живут очень веселые люди. Они мне по Интернету рассказывали, что у вас по улицам ходят медведи. И что самое удивительное, я поверил! Мне даже друзья говорили: «Аззи, может, не поедешь в эту Россию?» Но я настоял на своем. Приехав сначала в Москву, а потом в Казань, медведей я не увидел. Но зато у вас много хулиганов. Они меня не трогают, хотя смотрят во все глаза. Это, конечно, немного неприятно.
А вот студента этого же вуза Ахмеда из Нигерии любопытные взгляды местных жителей нисколько не пугают. Парень он необычный, и любит, когда на него обращают внимание. В своей стране Ахмед участвовал во всевозможных кружках, и в Казани не прочь лишний раз выделиться.
– Когда я приехал в Казань, я тоже всех оглядывал взглядом: изучал, как люди живут, как одеваются. Сейчас привык, и ко мне тоже привыкли. Думаю, что в Казани привыкли к темнокожим, ведь здесь нас много. Но если даже на меня смотрят, я не удивляюсь и не обижаюсь, – говорит он.
О бережливости и Интернете
Для большинства приезжих студентов жизнь и учеба в Казани, что бы там ни говорили, это маленький рай. Например, Аззи из Йемена долгое время не мог понять, что значит жить полной жизнью и ни в чем себе не отказывать.
– Йемен – одна из беднейших стран на Аравийском полуострове, ее жители нуждаются во всем: от чистой питьевой воды до элементарного бытового комфорта. Мы привыкли беречь то, что имеем, – повествует он. – У вас же все устроено по-другому. Свет горит без надобности, вода течет просто так, еду не доедают. А молодые люди совсем не спешат работать, большинство из них живут за счет родителей. И причем тратят, по нашим меркам, очень большие деньги. Меня родители с детства приучили к работе, бережливости. Мы жили бедно, поэтому дорожили всем, что у нас было.
– Больше всего меня удивило то, как ваши люди бессмысленно тратят время, часами сидят в Интернете, знакомятся там, – продолжает тему Махинда из Шри-Ланки… – У нас в стране очень сложная ситуация, поэтому нас, молодых, частенько привлекают к общественной работе. Что такое проводить время за компьютерами, там и не знают. Да и я это не понимаю. Я лучше лишний раз пойду погулять, чем сидеть дома в Сети.
О водке и акклиматизации
Основная проблема практически у всех приезжих – это период акклиматизации. От нашей, казалось бы, теплой весны многих иностранцев бросает в холод. Легче всего в этом плане студентам из Китая или Японии. Близость этих стран с Россией дает о себе знать. А вот у студентов из Африки в ход идут шерстяные носки, утепленные куртки и шарфы. И все равно холодно, уверяют они.
– Приходилось буквально укутываться в теплые одежды, – говорит нигериец Ахмед. – Как началась осень, я сразу купил себе теплый пуховик, шапку-ушанку и зимние сапоги. Было, конечно, странно. До этого я ни разу не надевал на себя сразу столько много вещей. В Нигерии относительно тепло, и мы обходимся тонкими брюками и футболками.
Махинде повезло меньше. Его организм не смог противостоять русской зиме, и уже в начале декабря студент слег с простудой. У него поднялась температура и запершило в горле. И каково же было удивление Махинды, когда друзья-одногруппники предложили полечиться не традиционными таблетками, а рюмкой водки.
– Она ужасная, эта водка! Ничего хуже в жизни не пробовал. Она горькая и у нее отвратительный запах, и как только ее можно пить?! И потом, она мне совсем не помогла. Потом мне посоветовали пить горячий чай с малиновым вареньем и травами. Вот это настоящее лекарство!
О любви
Пусть наши герои легко освоились с учебой, пережили акклиматизацию и знакомство с водкой, но вот заводить отношения с нашими девушками они не торопятся. Считают, что слишком рано. Да и браки людей разных рас не приветствуют.
– Мужчина должен заводить семью тогда, когда он сможет ее полностью обеспечивать – иметь образование, хорошую работу и приличный доход, – говорит Аззи. – А с работой сейчас сложно. Я, например, перебиваюсь какими-то редкими заработками.
Другие ребята тоже заявили, что отношения на чужбине заводить не собираются, разве что с девушками из тех же стран, что и они сами.
– У нас с русскими или татарскими девушками слишком разный менталитет, мы вряд ли сойдемся характерами, будет очень сложно жить. Притом я уже убедился, что родители девушек союз с мужчинами из таких стран, как моя, не приветствуют. Это создает лишние проблемы, – говорит Махинда.
Так что, видимо, обаяние этих парней российские девушки на себе не почувствуют. Может быть, это и мудро. Будет слишком много проблем с оформлением, поисками жилья. Да и предрассудков у людей слишком много. Если отношения устраивают саму интернациональную пару, это не избавит их от косых взглядов сверстников.
Беседовали Алина ПЕЧЕРСКАЯ и Елена ЯКОВЛЕВА, moltat.ru