ИА «Росбалт» в марте месяце публикует аналитическую статью Яны Амелиной статью под названием «Ирану Татарстан не обратить» об укреплении татарстано-иранские связей. Журналист задается вопросом, не приведет ли это сотрудничества и к укреплению шиизма в Татарстане? Ведущие специалисты по исламу дают свой комментарий на поставленный вопрос.
После открытия в ноябре 2007 года Генерального консульства Исламской республики Иран в Республике Татарстан татарстано-иранские связи укрепляются с присущими татарам и персам энергией и размахом. Причем сотрудничество развивается как в сфере промышленности и торговли, так и в области культуры и религии. Чем объясняется подобная активизация Тегерана в Казани, учитывая, что татары и иранцы принадлежат к различным направлениям ислама – суннизму и шиизму, между которыми существуют серьезные вероучительные противоречия?
Президент Академии наук РТ Ахмат Мазгаров вместе с группой сотрудников Волжского научно-исследовательского института углеводородного сырья провел в Иране всю вторую половину февраля, инспектируя готовящийся к пуску завод по очистке пропана, бутана и нафты, созданный на основе технологии ВНИИУС. Всего татарстанцы реализуют в Иране пять проектов по очистке нефти и газонефтепродуктов от сернистых соединений. Кроме того, иранцы заказали представителям РТ две масштабных исследовательских работы общей стоимостью более 450 тыс. евро.
Примерно в это же время консул ИРИ Саед Мохаммад Реза Зареи выступил на прошедшем в Казани исламоведческом симпозиуме с речью о проблемах, стоящих, по его мнению, перед российской мусульманской общиной, и путях их разрешения. Заявление иранского консула прозвучало почти как манифест, декларирующий значительный интерес Тегерана к делам российских мусульман. Неудивительно, что оно не осталось незамеченным не только в столице Татарстана.
В анонимном комментарии на сайте «Кавказские эксперты», специализирующемся на анализе событий кавказского региона, отмечается, что «если Иран и правда «возьмется» за российских мусульман, в реальности это для России означает вовсе не угрозу, а возможность направить исламское движение в сторону, которая соответствовала бы как интересам российских мусульман, так и единого российского государства». По мнению авторов комментария, Иран «никогда не злоупотреблял религиозным моментом в межгосударственных отношениях», а шииты не ставят целью покорение или обращение неверных в ислам, в связи с чем появление в шиизме организаций типа «Аль-Каиды» маловероятно.
Тегеран открыто использует религиозную риторику, что выгодно отличает его, например, от Анкары, провозгласившей Турцию светским государством, а на деле использующей религиозный фактор ради «укрепления турецкого влияния и пантюркизма». «Наверное, все же не стоило бы доверять Турции заботу о нуждах российских мусульман (не говоря уже об арабских спонсорах), — заключают «кавказские эксперты». — Лучше вовлечь Иран в процесс формирования стабильного и полностью интегрированного в российское государство мусульманского сообщества... A в перспективе, если возможна «шиитизация» российских мусульман, то этот процесс следовало бы всячески приветствовать и поощрять (естественно, очень осторожно)».
В Татарстане за усилением иранской активности наблюдают с куда меньшим энтузиазмом, хотя и без особых опасений. По мнению руководителя Центра евразийских и международных исследований Казанского государственного университета Булата Ягудина, говорить о возможности переориентации поволжских мусульман на Иран нет никаких оснований. «Иранский шиизм и традиционный для Татарстана ханафитский мазхаб никак не сочетаются между собой», — заметил он в интервью «Росбалту».
Заинтересоваться иранским вариантом теоретически могут разного рода «униженные и обиженные», по тем или иным причинам не пришедшиеся ко двору в структурах Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ, полагает Ягудин. «Если кому-то из околомусульманской «тусовки» покажется, что это выигрышный ход (в особенности с точки зрения финансов), они могут попробовать за это зацепиться, но никаких внутренних побуждений «удариться в шиизм» не может быть по определению, — констатировал ученый. — Учитывая идеологический вакуум российского общества, фанатизм может увлечь некоторое число верующих, а иранцы – фанатики».
У ректора Российского исламского университета (РИУ) Рафика Мухаметшина идея «шиитизации» российских мусульман вызывает только смех. «Это чистые спекуляции, — пояснил он «Росбалту». – Такое невозможно, это из области фантастики». Богословские разногласия между суннитами и шиитами достаточно велики, чтобы серьезно осложнить продуктивные контакты, например, в сфере образования, отметил ректор РИУ. «Не думаю, что мы в этом далеко продвинемся», — считает он.
По словам Мухаметшина, российско-турецкие отношения развиваются положительно, а Турция, кстати, готова выступить посредником и в решении иранской проблемы. «Нельзя сказать, что Турция – противовес Ирану, — констатировал ректор РИУ. – Обе страны – динамично развивающиеся в социально-экономическом плане государства, и если бы среди мусульман существовало единство, нам не помешал бы опыт как тех, так и других. Но эти разногласия преодолеть не нам». Иран имеет в Татарстане большие экономические (прежде всего, нефтяные) интересы, напомнил Мухаметшин, связав с этим активность Тегерана и на других площадках.
Схожего мнения придерживается и доктор исторических наук Дамир Исхаков. «Сотрудничество с Россией, в том числе с использованием внутреннего исламского фактора, является геополитическим интересом Ирана, — сказал он «Росбалту». – Отношения ИРИ с США в последнее время были враждебными, существовала угроза ядерного удара по Ирану, однако сейчас американцы ищут к Тегерану новые подходы. Полагаю, что в ближайшее время Иран пойдет в сторону сближения с США, и российский фактор станет не столь важным». По его мнению, естественным союзником России в регионе является не Иран, а Турция.
Исхаков также полностью отвергает вариант «шиитизации» российских мусульман. «Сделать это невозможно, — убежден он. – Слишком велики межкультурные различия, которые нельзя не учитывать». В то же время, заметил историк, в среде татарской интеллигенции сформировалась закрытая группа, часто посещающая Иран и считающая, что «иранский ислам более интеллектуален, чем суннитский». Впрочем, добавил Исхаков, эти люди не пропагандируют свои взгляды и вряд ли смогут оказать какое-то влияние на татарстанских мусульман – «разве что при значительном финансировании», говорить о котором сейчас не приходится.
Шииты уже довольно давно добиваются разрешения на строительство в Казани собственной мечети, в чем власти пока категорически отказывают. По словам и.о. первого заместителя председателя ДУМ РТ Рамиля Юнусова, хотя основную массу татарстанских верующих составляют сунниты, на казанских рынках работает немало шиитов-азербайджанцев. Как заметил в интервью «Росбалту» религиозный деятель, между суннитами и шиитами «не было никаких столкновений, всем открыты двери во все мечети, у нас прекрасные взаимоотношения, мы не испытываем никакого давления, никаких притеснений друг друга, и, думаю, так и должно быть».
Эксперты, не связанные необходимостью соблюдать дипломатичность, прямо говорят, что в обозримом будущем шиитской мечети в Татарстане не будет: «традиционно они здесь никогда не жили, пусть ходят в наши». Помимо прочего, такой подход значительно облегчает ситуацию – республике неплохо живется и без религиозных фанатиков.