История вакуфа начинается с самой древности. В Турции издано большое количество книг и исследовательских работ по истории вакуфа. Как термин слово вакф означает имущество, движимое или недвижимое, имеющее определенное предназначение. Как слово же вакуф понимается, как движимое или недвижимое имущество, используемое на пути Аллаха, которое несет благо всем представителям уммы.
Если признавать вакф, как всего лишь источник оказания финансовой поддержки, это будет недостаточное определение термина вакф. Если вдаваться в историю вакуфа, то можно сказать, что она такая же древняя, как история самого человечества. Мы видим зачатки вакуфа еще в Вавилонском государстве, в государстве хеттов, в Византийской империи, в Уйгурском каганате.
Что касается частной собственности, то во всех регионах существовали примеры, где она так или иначе служила делу помощи нуждающимся. История вакуфа началась во времена пророка Мухаммада, далее в период Омейядов, Абассидов, во время Сельчукского государства, и достигла апогея в Османской империи. Источниками вакуфа в исламе являются, в первую очередь, Священный Коран и хадисы пророка. Несмотря на то, что в Коране слово вакуф, организация вакуфа не раскрываются, есть такие слова, как ихсан – безвозвратная помощь, и бир – безвозвратное добро. Если бы был какой-то возврат, то это была бы уже торговля, а не вакуф.
Если следовать ученым ислама, то можно провести определенную хронологию. Согласно одному из четырех великих масхабов, имаму Шафи, вакуф – это пожертвование со стороны определенных лиц для оказания содействия и помощи нуждающимся. Один из ученых масхаба маликитов говорит о том, что вакуф определяется как постоянный источник в направлении благих дел. Последователи масхаба хамбалитов говорят, что истинное содержание и плоды, т.е. направление средств - есть предназначение на пути Всевышнего Аллаха. Один из шиитских масхабов, масхаб Джафарите, истинное предназначение вакуфа определяет как благо на пути Всевышнего Аллаха. Очень специфичен для тюркских народов масхаб ханафитов, основу которого составляют три больших богослова.
Первый из них, основатель масхаба имам Арзан ибн Абуханифа говорит, что вакуф – это когда человек является собственником вакуфа, но в то же время все пожертвования должны идти на благо нуждающихся. Два его ученика, имам Мухаммад и имам Юсуф, развили и расширили понятие вакуф в Османской империи. В отличие от учителя, они говорили о том, что человек, который жертвует что-то в вакуф, не может забрать это назад. В то время как учитель считал, что человек, будучи хозяином, может вернуть свой вакуф.
В Османской империи это достигло такого уровня, что весь вакуф, движимый или недвижимый, идет не только на нужды мусульман в плане их поклонения Всевышнему Аллаху, но и в плане жизненных позиций. Вакуф в Османской империи понимался не только как средство помощи людям, но и всем живым существам на земле. Так же, как не было разницы между людьми в языке, в религии, в национальности, не было разницы между животными, домашними и дикими, в оказании им какого-либо содействия.
Если те средства, которые на сегодняшний день расходуются в Европе в организациях собаководов, отправить в бедный регион – Африку, то все проблемы с бедностью в Африке будут решены.
Османское общество было многонациональным, полилингвистическим, поликонфессиональным и в то же время разным по социальному уровню. С целью оказания всему населению Османской империи содействия в решении проблем, государство организовало специализированные вакуфы. Все медресе, мечети, источники родниковой воды и воды, которая раздается по религиозным праздникам, поселения дервишей, религиозные кельи, образовательные учреждения, караван-сараи, больницы, гостиницы, благотворительные учреждения, водные каналы, мосты и дороги являются вакуфами.
Также студентам, которые обучались в этих учебных заведениях, выдавались средства, их кормили, выделяли место жительства и даже средства на дневное расходование. Одним из видов вакуфа является вакуф оказания содействия одиноким женщинам, которые остались одни в результате военных действий или по каким-то другим причинам. Они приглашались, принимались как гости, для них специально открывались ателье, где они работали, чтобы не быть обузой другим людям.
Существовали вакуфы, которые способствовали возврату долгов. Из фондов этих вакуфов возвращались долги людей, которые сами не могли их вернуть. Также были вакуфы, которые специализировались на том, чтобы помочь молодым бедным ребятам и девушкам пожениться и собрать приданое. Вакуфы, из которых возвращались долги молодых домработниц богатых людей в случае, если у девушек что-то билось или ломалось.
Что касается животного мира, под крышами домов строились специальные домики для птиц, их кормили, лечили, а затем отпускали. В очень суровые зимы, когда диким животным нечего было есть, представитель вакуфа разъезжал по всей территории Османской империи и раскладывал пищу в определенных местах.
Существовали урны для бедных людей, куда богатые клали пожертвования, а вечером приходили бедные, и каждый получал сумму, рассчитанную на день. В Османской империи система вакуфов находилась на общегосударственном уровне, и люди, которым нечего было есть, питались в специальной столовой, мылись в бане, спали и жили в специальных заведениях наподобие гостиниц.
По материалам "Диалог Евразия - Казань"