Российско-марокканские отношения носят традиционно дружественный характер. Впервые российский читатель узнал о Марокко в декабре 1732 г. из сообщения «О гишпанской крепости Циете (Сеуте. — П. Г.), войском короля марокскаго осажденной». Начало двусторонним отношениям было положено в конце 1777 г. Их инициатором выступил султан Марокко Мухаммед III бин Абдаллах (1757–1790), предложивший российской императрице Екатерине II (1762–1796) наладить торговлю. Между правителями двух государств последовал обмен грамотами с выражением взаимного пожелания наладить отношения мира и дружбы.
В июле 1778 г. Мухаммед III выразил готовность принять в Марокко представителя России. Генеральное консульство Российской империи в Танжере было учреждено в ноябре 1897 г. Первым дипломатическим представителем России в Марокко в ранге министра-резидента стал опытный дипломат В. Р. Бахерахт, который прибыл в Танжер в мае 1898 г. 14 мая 1898 г. Марокко стало первой арабской страной, с которой Россия установила дипломатические отношения, и единственным арабским государством, с которым дипломатические отношения были установлены до Октябрьской революции.
СССР признал независимое Марокко 11 июля 1956 г., а 1 сентября 1958 г. между Советским Союзом и Королевством Марокко были установлены дипломатические отношения. Таким образом, 2008 год стал дважды юбилейным для истории взаимоотношений наших стран. С 1961 г. между нашими странами стали налаживаться контакты на высоком уровне. Так, 9 февраля 1961 г. Рабат посетил председатель Президиума Верховного совета СССР Л. И. Брежнев, где состоялась его встреча с королем Марокко Мухаммедом V (1927–1961). Основой внешнеполитического курса Марокко в середине 1960-х гг. стали усилия по укреплению международного авторитета страны и усилению ее влияния в первую очередь среди арабских и африканских государств на базе «многосторонней ориентации».
Осуществление идеи опоры на «треугольник» — Франция, США, СССР — по замыслу короля Хасана II (1961–1999) должно было обеспечить Марокко одно из ведущих мест среди развивающихся стран. Разумеется, этот «треугольник» не был равносторонним, учитывая тяготение Марокко к странам Запада. Однако и не считаться с возрастающей политико-экономической ролью Советского Союза в мире король не мог (Королевство Марокко. М., 1991, с. 93). 27 августа 1963 г. Марокко присоединилось к Московскому договору о запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Посетивший с официальным визитом в октябре 1966 г. СССР король Хасан II заявил, что переговоры с руководителями Советского государства «дали плодотворные результаты в области торговли, экономических и культурных отношений, а также научного и технического сотрудничества». С ответным визитом в апреле 1969 г. Марокко посетил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный.
В августе того же года была создана постоянная Советско-Марокканская межправительственная комиссия. В феврале 1967 г. в Касабланке было учреждено советское генеральное консульство, а в 1970 г. в Марокко было основано Общество дружбы с СССР, что стало показателем интенсивно развивающихся отношений между нашими странами. В 1970-х гг. советско-марокканские контакты носили весьма активный характер.
Так, в октябре 1971 г. Марокко с официальным визитом посетил председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. В январе 1973 г. с официальным визитом СССР посетил министр иностранных дел Марокко А. Т. Бенхима, а в марте 1978 г. — премьер-министр Марокко А. Осман.
Советский Союз поддержал решения Фесского совещания глав арабских государств и правительств, в ходе работы которого в 1981–1982 гг. был принят план, ставший официальной позицией арабских стран по ближневосточному урегулированию. 30 декабря 1991 г. МИД Марокко заявил о признании Российской Федерации Королевством Марокко. С апреля 1958 г., то есть еще до установления дипломатических отношений, между СССР и Марокко стали заключаться двусторонние торгово-экономические соглашения, в том числе в таких областях как рыболовство и фосфориты (СССР и арабские страны, 1917–1960 гг. М., 1961, с. 477–478). С помощью Советского Союза и России в Марокко сооружен ряд промышленных объектов (плотина и ГЭС «Нурбаз», ТЭС «Джерада», гидроузел «Мансур эд-Дахби», ГЭС «Мулай Юсеф»).
В 1998 г. в Марокко был сдан в гарантийную эксплуатацию гидроэнергетический комплекс «Аль-Вахда» (один из крупнейших в Африке), на строительство которого был выделен российский кредит в 100 млн. экю, и сооруженный при содействии «Технопромэкспорта». Этот ГЭК обеспечивает выработку 30% гидроэлектроэнергии, производимой в Марокко (Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. М., 2006, с. 64). Обе стороны заинтересованы в развитии накопленного опыта сотрудничества в сфере строительства гидротехнических сооружений. Марокко является одним из основных партнеров России на Африканском континенте (по товарообороту с Россией Марокко занимает 2-е место среди стран Африки).
Основными российскими экспортными товарами на марокканский рынок являются нефть, аммиак, сера, азотные и калийные удобрения, пиломатериалы и металлопрокат. Основу импорта из Марокко в Россию традиционно составляют цитрусовые, экстракты и концентраты кофе и томаты. В апреле 1998 г. в Рабате между «ИТАР-ТАСС» и марокканским информационным агентством «МАП» было заключено Соглашение о сотрудничестве. Более 10 тыс. граждан Марокко окончили советские и российские вузы. В настоящее время в России обучаются еще около 2,5 тыс. марокканцев. Перспективным направлением взаимодействия с Марокко является область высоких технологий. Важным шагом на этом направлении стал успешный запуск 10 декабря 2001 г. с космодрома «Байконур» марокканского спутника «Maroc-Tubsat», выведенного на орбиту российским носителем.
Положено начало сотрудничеству в военно-технической сфере. В последние годы существенно укрепилась договорно-правовая база российско-марокканского двустороннего сотрудничества, в том числе благодаря вступлению в силу Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного в Москве 4 сентября 1997 г. В Кремле 15 октября 2002 г. в присутствии президента России В. В. Путина и короля Марокко Мухаммеда VI, находившегося в Москве с официальным визитом, состоялось подписание ряда межправительственных и межведомственных соглашений, в том числе Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Марокко, Соглашения о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, Соглашения о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи, а также информационных технологий, Соглашения о сотрудничестве в области морского рыболовства, Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой (ТПП) России и Федерацией торговых палат (ФТП) Марокко, Меморандума о взаимопонимании между Российским авиационно-космическим агентством и Королевским Центром дистанционного зондирования и Королевским Центром космических исследований Марокко о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
9 апреля 2004 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) и Генеральной конфедерацией предприятий Марокко, а 8 июня 2006 г. — Соглашения между ТПП России и ФТП Марокко о создании Российско-Марокканского делового совета. В феврале 2004 г. в Рабате состоялось первое заседание Российско-Марокканской межправительственной смешанной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в июне 2006 г. в Москве — второе, в апреле 2008 г. в Рабате — третье заседание.
Вообще, в 2000-х гг. двусторонние российско-марокканские контакты заметно активизировались. Так, 29–30 января 2002 г. Москву с визитом посетил министр иностранных дел и сотрудничества М. Бенаиса. 8 мая 2003 г. состоялась встреча министра иностранных дел России И. С. Иванова с государственным министром Марокко А. эль-Фасси, прибывшим в Москву в качестве специального королевского представителя. А. эль-Фасси передал личное послание Мухаммеда VI на имя В. В. Путина. 21 сентября 2004 г. в Нью-Йорке в рамках 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН прошла встреча министра иностранных дел России С. В. Лаврова с министром иностранных дел и сотрудничества Марокко М. Бенаисой.
Важным шагом по развитию российского туризма в Марокко стало решение марокканского правительства о переходе в одностороннем порядке с 13 июня 2005 г. на безвизовый режим с Россией. 7 сентября 2006 г. В. В. Путин с ответным визитом посетил Касабланку, где вновь встретился с Мухаммедом VI. Главы государств обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и другие актуальные международные вопросы, а также двустороннее деловое сотрудничество.
По окончании переговоров в присутствии В. В. Путина и Мухаммеда VI были подписаны следующие двусторонние документы: Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, Соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства, Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма, Соглашение о культурном и научном сотрудничестве, Соглашение о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений, Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Королевства Марокко о сотрудничестве в области здравоохранения, Меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта между Федеральным агентством по физической культуре и спорту Российской Федерации и Сектором по делам спорта Королевства Марокко, Меморандум о взаимопонимании между Внешэкономбанком России и Банком внешней торговли Марокко. Между нашими странами развивается культурное сотрудничество.
Так, в октябре 2007 г. в Москве и Владимире Дней культуры Королевства Марокко в Российской Федерации. В рамках мероприятия прошли выступления марокканских творческих коллективов, выставка работ художников, показ работ кинематографистов страны. В ноябре 2007 г. впервые за постсоветский период в Марракеше была организована Неделя российского кино. Россия рассматривает Марокко как надежного партнера в международных делах, в частности, учитывая немалый политический вес и авторитет Рабата в арабском и исламском мире.
Подходы наших стран к актуальным вопросам мировой политики, включая урегулирование кризисных ситуаций, противодействие терроризму, близки, либо совпадают. Это также касается таких вопросов, как формирование многополярного мироустройства, повышение роли ООН в мировых делах, стабильность и безопасность в Средиземноморье, Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Павел ГУСТЕРИН, Научный сотрудник Института востоковедения РАН
На фото (вверху): Президент России В.В. Путин и Король Марокко Мухаммед VI в Касабланке
Islam.Ru.