Культурные связи России и Азербайджана существовали с древнейших времен. Причем следует особо отметить, что эти контакты были, в том числе, межцивилизационными, так как происходили между славянскими, тюркскими, финно-угорскими, кавказскими и персоязычными народами.
Когда идет разговор о цивилизационном взаимодействии культур, то невозможно не затрагивать такой важный фактор, как религия. Согласно современным культурологическим исследованиям, практически не было периодов истории человечества, в которых не было бы религиозных верований. В настоящее время этот фактор также играет большую роль в деле формирования мировоззрения различных народов. Поэтому наряду с политико-экономическими, национальными и другими факторами должен быть учтен и религиозный фактор.
В то же время существуют определенные проблемы, связанные с отношением к религии на пространстве стран бывшего СССР. Дело в том, что вопросы религии часто рассматриваются в контексте политики, идеологии, экономики. По этой причине можно наблюдать некоторое настороженное отношение к ней.
Но надо объективно задумываться над различными проблемами и не впадать в крайности. Именно этого качества порой не хватает некоторым общественно-политическим деятелям стран бывшего СССР и средствам массовой информации. К сожалению, делая упор на освещении исключительно отрицательных фактов, связанных с вопросами религии в современном мире, имеет место попытка приуменьшения ее роли в жизни своих обществ или резкое разграничение сферы религиозного и светского, хотя эти две составляющие должны дополнять и взаимодействовать друг с другом и быть один в другом.
Так, желательно, чтобы, помимо мероприятий, которые проводятся религиозными деятелями и под эгидой чисто религиозных структур, религиозные вопросы обсуждались бы и светскими деятелями культуры и политиками. Ведь культурный базис нации формируется в основном на этой составляющей. Трудно, скажем, представить себе классическую русскую или азербайджанскую живопись, каллиграфию, поэзию, архитектуру без влияния Православия и Ислама. Также невозможно представить себе моральные ценности любого общества без религии.
Так, «не убей», «не прелюбодействуй», «не кради» и другие заповеди лежат в основе любого общества. Даже нерелигиозные люди этому следуют, хотя основой тут являются не законы и конституции стран, а конкретные религиозные предписания. Поэтому отрывать религию и ее идеи от светской жизни обществ нельзя. Они органично вкраплены друг в друга и представляют собой культурный синтез.
В основе большинства народных традиций также лежит религия. Это очевидно - необходимо лишь концентрировать свое внимание на всех этих аспектах. Если вести последовательную политику в данном направлении, то можно достигнуть максимального уменьшения негативного воздействия деструктивных сект и радикальных призывов. А отсечение религии от жизни общества, препятствия на пути развития религиозно-национального культурного синтеза чревато проблемами.
Также следует обратить внимание на СМИ, научные и политические статьи, фильмы по религиозной тематике. Нужно отметить, что, наряду с определенными положительными моментами в этой сфере, к сожалению, много тенденциозности и однобокости в подаче материалов и их анализе. Например, если обратить внимание на то, как СМИ освещают вопросы, связанные с Исламом вдоль границы России и Азербайджана, то у граждан создается крайне отрицательное мнение о мусульманской религии, так как часто встречаются сообщения о том, что силы безопасности двух стран ведут различные операции по выявлению и обезвреживанию тех или иных экстремистских групп.
В то же время те же СМИ не передают (или мало передают) культурологических программ об Исламе и его воздействии на формирование культуры азербайджанского и северокавказских народностей. И получается так, что однобокое освящение лишь деятельности этих оторванных от массы народа групп способствует формированию отрицательного мнения россиян о самих этих народах, их культуре и религии. Может быть, что именно это является одной из причин деструктивной активности некоторых националистических сил, которые совершают противоправные действия против азербайджанцев и других кавказцев в России.
В то же время в СМИ Азербайджана, который подвергся агрессии со стороны армянских сил, также есть некоторое однобокое освящение проблем, связанных с христианским фактором. Так, встречаются высказывания отдельных деятелей о том, что безнаказность армянской агрессивной политики связана с христианской солидарностью России (и других ведущих стран) с ней; бывают разговоры о том, что это часть крестового похода против мусульманского населения Азербайджана и проч. Однако те же СМИ не демонстрируют того, чем же на самом деле является в целом Христианство, и Православие в частности. Поэтому и у непосвященного азербайджанского обывателя складывается неоднозначное мнение о России.
То же самое касается книг, статей и научных публикаций, которые выпускаются деятелями науки и культуры. Наряду с объективными и всесторонними исследованиями, к сожалению, встречаются и тенденциозные, больше нацеленные на противопоставление религий, а заодно с ними и культур.
Таким образом, постоянное акцентирование на негативных моментах и отсутствие достоверной информации о сути исламской и христианской религий приводит, как к противостоянию в самих обществах, так и препятствует межкультурным и межнациональным отношениям между российским и азербайджанским народом. Поэтому необходимо наращивание просветительской работы в этом направлении.
Существует острый недостаток культурологических программ в СМИ, посвященных, как, с одной стороны, различным аспектам культур наших народов, так и исламской и христианской культуры в целом, по части их взаимодействия. Эту пустоту надо заполнять. Даже если по коммерческим причинам это проблематично, то государственные органы обоих стран, наверное, могли бы выделять средства для этого, так как мир, взаимопонимание между нашими народами является приоритетным направлением политики как Азербайджана, так и России.
С другой стороны, как в России, так и в Азербайджане, можно было бы проводить в жизнь различные культурологические проекты, в которых затрагивались бы аспекты влияния Ислама и Православия на культурную и общественную жизнь наших народов. Таким образом был бы сделан акцент на роли этих религий в формировании национального мировоззрения.
Вообще необходимы связи между российскими и азербайджанскими научными кругами, университетами, научными институтами на самых различных уровнях. Но тут придется преодолеть некоторые стереотипы. Дело в том, что до сегодняшнего дня Ислам в наших странах большей частью рассматривается частью востоковедческой науки, и научные связи в этой области, разумеется, уже существуют.
Однако в настоящее время, как уже было сказано, необходимо рассматривать религию в том числе в контексте культуры наших народов, а в этом случае следует вывести подобные контакты на более широкие уровни - сферы литературы, культурологии, языковедения, истории, философии и других гуманитарных дисциплин. Предметом исследования должна являться не собственно религия, а культура наших народов, составной и неотъемлемой частью которой является религия.
В конечном итоге, этими мерами можно было бы наладить интенсивность межкультурного диалога, для развития которого религиозный фактор имеет весомое значение. Во всяком случае в отрыве от него культуру наших народов представить невозможно.
Грань между религиозным и светским в этом случае также должна быть стерта. Это разделение может присутствовать только в случае контактов с непосредственными религиозными структурами и институтами.
Помимо культурных контактов между нашими деятелями, необходимо интенсифицировать процесс ознакомления наших народов с культурой друг друга. Важным средством для этого является русскоязычие в Азербайджане и возможности для развития азербайджанского языка в России.
Однако, надо учесть, что языковой фактор вовсе не приводит к автоматическому ознакомлению друг с другом. Например, несмотря на русскоязычие многих азербайджанцев, они слабо знаю специфические черты культуры русского народа, не читают обширное литературное и религиозно-философское наследие российской культуры. В азербайджанских СМИ практически нет ничего по этим темам. И то же самое в России. Конечно же, что-то сделано усилиями диаспоры по ознакомлению россиян с историей и культурой Азербайджана, однако необходима активизация работы в этом направлении.
Активные шаги в направлении интенсификации культурного обмена между нашими странами должны предприниматься и культурологами, и религиоведами, и философами и историками религии. Например, необходимо близко ознакомить азербайджанцев с христианско-православным наследием.
Нужны популярные работы по истории и философии православного Христианства на азербайджанском языке, равно как нужны работы азербайджанских ученых по различным проблемам Ислама и мусульманства, которые были бы изданы в России. Нужны тесные контакты азербайджанских и российских ученых в этом направлении, нужно задействовать ресурсы Русской православной церкви в Азербайджане и азербайджанских мусульманских деятелей, которые работают в России.
И в этой связи придется опять-таки пересмотреть старые стереотипы относительно того, что достаточно взаимодействия только лишь религиозных деятелей и строительства мечетей в России и церквей в Азербайджане. На самом деле религия в контексте наших культур - это достояние каждого социального слоя, каждого человека, не только религиозных деятелей.
Встречи же имамов и священников это лишь попытка взаимопонимания между религиозными общинами и группами, в частности Управлением мусульман Кавказа (УМК) и Русской православной церковью (РПЦ). Но разве они могут охватить весь народ? И разве религия лишь их исключительная сфера? Конечно же, нет. Ведь будучи культурным феноменом, религия принадлежит всему народу, и каждый вправе представлять ее на своем уровне.
Так, если философия азербайджанцев сформировалась на основе идей Ислама, то в этой области она должна быть представлена философом, а не религиозным деятелем, сотрудником УМК. То же самое в области истории, культурологии, социологии и т. д.
Поэтому межрелигиозный диалог, как часть культуры, тоже должен вестись не только людьми в рясах и чалмах на конференциях, а должен охватывать все слои общества и идти непрерывно, постоянно. В этом случае азербайджанский и русский народ станут лучше понимать друг друга, что откроет пути для дальнейшего мирного сосуществования и добрососедства.
Вместе с тем, межкультурное взаимодействие России и Азербайджана не должно ограничиваться лишь рамками азербайджанского и русского народов. Как известно, россиянами являются все народы РФ, значительная часть которых традиционно исповедуют Ислам и, следовательно, формирует свою культуру и мировоззрение на его основе. Среди них татары, башкиры, ногайцы, кумыки и другие тюркские народы, с которыми тюрки-азербайджанцы имеют языковую общность, помимо религиозной. Поэтому непосредственные культурные контакты между тюркскими народами также могут служить делу сближения россиян и азербайджанцев.
Однако и в этой сфере есть проблемы. Несмотря на то, что в Баку находится представительство Республики Татарстан, в целом, оно не проявляет активности в деле ознакомления азербайджанцев с традициями и историей татарского народа. Средний азербайджанец мало что знает о татарском народе, несмотря на то, что наши народы этнически близки друг к другу. Тем более, азербайджанцам почти ничего не известно о великих татарских мыслителях, философах, религиозных деятелях. Практически нет прямых контактов научных деятелей Азербайджана и Татарстана.
Аналогично этому, нет активности азербайджанских общественных и научных деятелей в Татарстане, Башкортостане, Поволжье, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане (где большой процент тюркского населения), если не считать слабые потуги некоторых азербайджанских диаспор. Татары, башкиры, карачаевцы, кумыки и другие тюркские народы России также мало информированы об азербайджанцах, не имеют понятия об их религиозно-философской мысли и культуре.
Азербайджан также является родиной многих народов - талышей, аварцев, лезгин, курдов и др. Эти же народы проживают также в России. Поэтому, наряду с культурными связями тюрок-азербайджанцев с тюркскими народами России, необходимы непосредственные культурные контакты и между этими народами. Они должны знакомить друг друга о подробностях своей культурной жизни в наших странах, что также послужит укреплению российско-азербайджанских связей.
В заключении необходимо упомянуть о том, что политическое руководство России и Азербайджана всегда придавало большую роль укреплению и развитию культурных связей между нашими народами. Власти наших стран всегда отмечали исключительную роль религии в культуре азербайджанского и российского народов.
Наглядной иллюстрацией этого являются приветственные письма, которое были направлены президентами Азербайджана и России Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным, в которых, помимо политических заявлений, они оба делали особый акцент на то, что религия играет важнейшую роль в деле укрепления межкультурных связей между народами России и Азербайджана. Руководство обоих стран на самых высоких уровнях выражает готовность в оказании всяческого содействия деятелям культуры и науки для интенсификации межкультурных связей между Азербайджаном и Россией. В этой связи перед деятелями культуры и науки открываются новые перспективы тесного сотрудничества в области межкультурного диалога, важнейшей составной частью которой является религия.
В силу всего этого необходимо подчеркнуть, что имеются большие возможности по наращиванию и углублению культурных связей в наших странах для достижения взаимопонимания, мира и сотрудничества в регионе. Для этого необходима как государственная поддержка различных научных и культурных проектов, так и индивидуальная работа научных, общественных и культурных деятелей, организаций. Необходимо наметить пути совместных усилий между нашими научными учреждениями, отдельными учеными и действовать в этом направлении.
Айдын Али-заде (Баку), д. филос. н., сотрудник Академии наук Азербайджана, Islam.ru