Человек рождается как биологический организм. Но в него также заложена программа, позволяющая ему развить многие человеческие чувства и свойства. И с этой точки зрения, он нуждается в обучении и совершенствовании. Параллельно биологическому (человеческому) развитию, в нем развиваются и совершенствуются и другие человеческие и нравственные ценности (подлинная человеческая сторона): чувство собственного достоинства, черты характера, личности, души и совести. В литературе их называют человечностью или гуманностью.
Система верований в обществе, где человек родился, его культура и образование во многом определяют привычки человека описывать, объяснять и осмысливать бытие. Каждая культура и цивилизация описывают и объясняют человеческий потенциал с помощью разных понятий. Истина человека, сотворенного в соответствии с природой ислама и обладающего универсальным потенциалом, чувствами и талантами, т.е. отличного от других созданий внутренним потенциалом, очень разнообразна и многогранна. На такие вопросы, как «что такое человек, как вести здоровую и полную покоя жизнь», разные культуры, цивилизации и философские течения дают разные ответы. Так как ребенок, рожденный в этом мире, не способен самостоятельно управлять своим социально-культурным и духовным развитием, его формируют родители, близкое окружение и социально-культурная среда, которые ограничивают его определенными рамками, в соответствии с которыми он построит свою жизнь.
Согласно Ш. Теоману Дуралы, современная светская западноевропейская цивилизация является глобальной силой и господствующей цивилизацией, формирующей мир, в котором мы живем. Она возникла в результате восстания против средневековой христианской цивилизации. Вместо религиозных систем верования с небесным источником эта господствующая сила породила идеологии, которые ориентируются на капитал, экономическую мощь и власть. С помощью средств массовой информации она предлагает людям, которые не удовлетворены своим материальным положением и находятся в духовном поиске, множество античных, эзотерических, псевдодуховных и псевдонравственных течений с языческими основами, которые далеки от единобожия и сосредоточены на материальных и корыстных целях. Среди них сегодня самыми известными течениями являются рэйки, йога и трансцендентальная медитация, которые основаны на восточных (немусульманских) религиях и философиях. Все эти течения утверждают, что они дают человеку здоровье, покой и равновесие, в чем он так нуждается. При моделировании, объяснении и осмыслении человеческой природы эти течения пользуются понятиями о человеке и вселенной, взятыми из древнеиндийских мудростей, Вед и буддизма. С этой стороны они отличаются от других культур мира при объяснении природы человека и написании рецептов здоровья и покоя.
Западная и Восточная философии с точки зрения внутреннего покоя
Современная светская цивилизация Запада рассматривает человека с точки зрения декартовских принципов, обращая внимание на его биологическую и психологическую стороны. Она отодвигает его духовное измерение на задний план и развивает, укрепляет и даже обожествляет, в основном, его материальную сторону. Она ищет человеческое счастье и покой в понимании фразы «чем больше ты имеешь и потребляешь, тем счастливее ты становишься». Чтобы продлить такое счастье, она постоянно навязывает мысль о том, что необходимо увеличивать и делать разнообразным то, что мы имеем, и для достижения всего этого надо стремиться к повышению покупательной способности. В современной западной терминологии нет ясно описанной концепции нафса – собственного естества человека – как и нет культуры его воспитания. Вместо этого есть эго и дух. Западный образ жизни перестал удовлетворять людей, увеличивая их внутреннее беспокойство у людей, и материально обеспеченные люди начали поиски духовного пути. Поэтому манипуляторы культур адаптировали псевдодуховные течения и языческие ритуалы немусульманского Востока к эгоистическому образу жизни и, придав им новый вид, через маркетинговые и рекламные каналы стали предлагать их как секреты «духовного» счастья и здорового образа жизни. Ибо когда человек до такой степени привязывается к силе и власти, что начинает обожествлять их, то для продолжения силы и власти на общечеловеческом подсознательном уровне неизбежно прививается понятие, что «все пути дозволены, все возможно, не бывает плохой, или хорошей рекламы, главное – получить результат».
Согласно языческим учениям Востока, которые отрицают Божественность, спасение человека и обретение им внутреннего покоя возможно через открытие внутренней биоэнергии или духовной энергии и установление контакта с высшим духом (!) Вселенной. Они считают, что человеческое беспокойство, стресс и депрессия вызваны не человеческими ошибками и грехами, а разрывом связи человека с собственной духовной энергией. Поэтому эти учения утверждают, что источником человеческих страданий и несчастий является невыносимое давление врожденных внутренних желаний. Они верят, что «сохранение человеком своего истинного внутреннего покоя и здоровья зависит от избавления от сильных желаний и ожиданий, которые заложены в его природе». И опираясь на эту основную веру, они разработали три основных пути и учения, которые ведут к десяткам разных видов внутреннего покоя и здорового образа жизни. В основе их учений лежат дух и его производные – энергии. Согласно этим течениям, человеческое тело, в действительности, является сконцентрированной энергией. Энергия может быть положительной, отрицательной, исцеляющей и болезнетворной. Эта энергия проявляется путем воздержания, насколько это возможно, от плотских потребностей и желаний, равно как и путем ухода в монастырь для разрыва отношений с противоположным полом, любовью и желанием создать семью. Это также и путь отказа от мышления, которое исходит от понятия, что «все начинается в разуме и с мысли», т.е. путь временной приостановки мышления и сосредоточения лишь на одной вещи (мантра). Йога и трансцендентальная медитация являются упражнениями, которые возникли на основе этих учений. Точкой соприкосновения всех этих течений, которые преподносятся нам как пути, ведущие к здоровому образу жизни и внутреннему покою, является «отказ». Эти течения признают, что всеми тревогами, депрессиями и стрессами движет непрерывная деятельность чрезмерных желаний во внутреннем мире, так же как и желудка, ума и сердца. С такой точки зрения, когда западная цивилизация поощряет немедленное, бесконтрольное и безграничное удовлетворение потенциала, чувств и желаний без малейшего промедления, восточные учения советуют отказываться от них по мере своих возможностей, приостановить работу или аннулировать одну или несколько таких рабочих станций как желудок, разум и сердце.
Сбалансированное решение
Ислам, ниспосланный всему человечеству на обширном пространстве между Востоком и Западом как последняя религия, признает разностороннюю природу человека, открытую как для зла, так и для добра. Ислам, удовлетворяя потребности человека, чувства и желания в рамках дозволенного, показывает людям дверь для благодарения. Ислам научил человечество, что настоящее здоровье и внутренний покой человека кроется в совершенствовании данных ему свойств, задатков и способностей, а также в направлении их на производство, разделе произведенного и заработанного с другими, благодарении, размышлении и наполнении своей души любовью так, чтобы она смогла обнять все бытие. Все приказы и запреты ислама, являющегося религией подлинной природы человека (фитрат), нацелены на превращение жизни в приемлемую для продолжения, на предотвращение вреда живому и неживому мирам, на то, чтобы избежать порочности и обеспечить счастье человека. Ислам считает, что в природе человека есть три слоя бытия, такие, как тело, нафс и душа. Нафс, служащий промежуточным слоем и мостом между телом и душой, не должен умерщвляться и игнорироваться. Он должен воспитываться и восприниматься как ответственный за правильное функционирование тела и как слуга души. Здоровый нафс является потенциальным механизмом, открывающим врата благодарения и размножающим благодарение. Таким образом, человек не состоит из одного тела, одного нафса или одной души. Каждая из этих частей представляет собой истину и является комплексом истин, чью сбалансированную работу в человеке возжелал Аллах. Поэтому мы не можем исследовать человека только с материальной или только с духовной стороны или же как концепцию энергии и не можем сделать его здоровым и сбалансированным. Как мы уже говорили, каждая цивилизация и культура имеет различные представления о человеке и о модели его становления здоровым и спокойным человеком. Каждая из культур продолжает выдвигать свои представления о воспитании человека, которые основываются на различных предубеждениях и описываются в разных терминологиях. Поэтому они будут лишены настоящего богатства знаний о сотворении человека и будут подвергнуты некоторым крайностям, развивая только некоторые определенные стороны. Иными словами, в то время как Запад преподносит одну крайность, а Восток предлагает другую крайность, ислам рассмат-ривает человека в полном равновесии.
В исламе целью человеческого бытия является познание Творца с помощью данных человеку потенциала, способностей и чувств, и вера в Него и поклонение Ему со всеми заложенными в него потенциалами, чувствами и ощущениями. В восточных учениях нет такой желанной цели, но есть избавление от культа тела и его желаний, вхождение в контакт с бесконечными исцеляющими энергиями во Вселенной и духовный опыт с неизвестным концом. Основной идеологией хозяев господствующего нерелигиозного глобального капитала в современном западном мире является исследование материального мира во всевозможных измерениях, приведение их в подконтрольное им состояние и стремление к использованию всего остального человеческого потенциала в этой жизни. Если же его невозможно использовать, то нужно просто игнорировать. У этих псевдоучений не осталось ничего, что они могли бы по-настоящему предложить человечеству, и они неспособны полностью осознать жизнь бренного и вечного миров. Поэтому и сегодня эти псевдоучения продолжают скрытно преподносить человечеству те, кто верит в философию капитализма и стремится сохранить свою силу и власть на глобальном уровне.
Есть ли что-то верное в учениях немусульманского Востока?
Одной из сторон человеческой природы, функционирующей в соответствии с врожденными универсальными принципами, является частичное избавление от влияния тела и испытание влияния души. Отношения между душой и телом человека похожи на связь между сердцевиной и кожурой фрукта, где одна сторона развивается противоположно другой стороне. Если питательные каналы тела (каналы для потребления воды и пищи, запаха и каналы пяти органов чувств вместе с каналами, ведущими к разуму) будут использоваться мало и контролируемо, то человек становится открытым для духовных переживаний и даже может испытывать их на различных уровнях. Во всех небесных религиях и земных духовных течениях, умеренность в еде, питье, разговорах, сне и приеме информации посредством пяти чувств восприятия являются общими предусловиями. Когда человек следует такому воздержанию, он лично испытает облегчение от этого. Когда человек подобным образом уменьшает и контролирует влияние тела, он становится открытым для духовного мира и метафизических миров. Некоторые упражнения, которые через тело открывают двери, ведущие в душу, являются общими для всех мистических течений. В этих учениях есть некоторые истины, которые частично соответствуют правилам универсального функционирования тела и разума. Рэйки, йога и трансцендентальная медитация, которые являются древними восточными методами частичного очищения души и тела, вместо того чтобы быть духовным и нравственным путешествием, являются, в зависимости от частичного очищения и контроля над душой и телом, выходной дверью для установления контакта с метафизическими мирами.
Риск путешествия в метафизический мир без путеводителя – откровений
Человек чувствует пользу от умеренности в еде, речи, сне и работе пяти органов чувств в своем теле и психике. У человека появляется временное расслабление и облегчение. В этот момент и вступает в действие сатана. Ибо как в материальном мире и хорошее, и плохое смешалось, и для их различения нужны знания и путеводитель, точно такая ситуация существует и в духовном мире. С помощью вышеописанных упражнений человек активизирует свои потенциальные рецепторы смысловых миров. Эти рецепторы, именуемые в исламской литературе как «латифа», нейтральны в притяжении злых и добрых духов, джиннов или духовных существ и восприятии их сообщений. Поэтому если эти упражнения и аскетизм не будут сопровождаться поклонениями, мольбами и принципами, указанными в Священном Коране, то человек, сам не осознавая того, может принять наущения злых духов и сатаны за вдохновение и возомнить себя тем, кем он на самом деле не является. Он начнет использовать некоторые духовные силы, которые он чувствует в себе, для установления господства над другими людьми. Он будет считать себя гуру и авторитетом и начнет склоняться к отрицанию или игнорированию некоторых принципов Священного Корана и сунны. Поэтому Аллах в исламе не описывает основную обязанность человека как избавление от влияния тела и совершенствование своих духовных сил. Напротив, смысл бытия человека определен как поклонение, восхваление и благодарение Аллаху на языке своего потенциала, чувств и способностей, которые заложены в его подлинную природу. Правильное совершение таких богослужений, как благодарение, восхваление, размышление (тафаккур) и любовь к Богу в некоторой степени связано с избавлением от влияния страстей и желаний плоти и нафса, и их контролированном удовлетворении в рамках дозволенного. Поэтому воздержание и уединение на стыке перехода от плотского в духовное измерение в исламском суфизме внешне и частично напоминает упомянутые учения Востока. Основное отличие начинается после приведения чувств внутреннего восприятия в открытое состояние для духовных опытов. Если этот опыт не будет поддерживаться мольбами, богослужением, взываниями о прощении, тафаккуром и упоминаниями, то неизвестно, куда может привести человека этот опыт. Такая ситуация напоминает положение человека, который попал в самый центр урагана или водоворота. Поэтому упражнения восточных учений на первых порах могут обеспечить некоторое облегчение и улучшение физического состояния человека, который очень далек от этих миров (человека с Запада, который ничего не знает, кроме материального мира). Но потом это метание из одной крайности в другую может привести к искажениям, которые станут причинами многих его ошибок. Из-за отсутствия равновесия многие люди, вступившие на этот путь, или заскучают и через некоторое время вернутся к старой богемной жизни, или же подвергнутся психологическим расстройствам из-за труднос-тей адаптации к нормальной жизни.
Всем ли подходят метафизические опыты?
Другим обстоятельством, которое пренебрегается большинством людей, является то, что Аллах сотворил людей разными с точки зрения способностей и чувств, выборочного восприятия, понимания и рассуждения. С другой стороны, Всевышний разделил способности и чувства по степеням и тем самым разрешил образование нормальной кривой распределения (диаграмма) для каждой способности. Поэтому люди бывают разными с точки зрения психических и духовных способностей и энергетики. Это означает, что около 2,5% общего населения имеет чрезвычайно мало таких способностей или биоэнергии, а около 2,5% имеет очень высокий уровень одаренности такими способностями. У подавляющего большинства людей (95%) такие способности и энергии наблюдаются в пределах допустимого уровня. Маленькая часть общества с очень сильной биоэнергетикой может возомнить себя целителями и гуру. Они будут пытаться внушать свои энергии тем, у кого их мало или вообще нет. Здесь следует обратить внимание на то, что нельзя принуждать каждого человека пользоваться этой энергией и уважать отличия в человеческой природе.
Разница намерений в духовном поиске
То, что одно действие станет либо богослужением, либо благодеянием или же грехом, всецело зависит от того, с каким намерением и целью он совершил это действие. Намерение в исламе очень важно, и поэтому если одно деяние совершается только ради Аллаха, то оно будет настоящим богослужением и даст духовный покой. А дела, совершенные для достижения земных выгод, не являются подлинным поклонением. Поэтому голодание, длительная медитация, физические и дыхательные упражнения в долгосрочном плане не принесут пользы духовной жизни человека. А если они иногда и дают положительный результат, то из-за того, что нет надежного канала связи между телом, разумом и душой, они не создадут целостный, сбалансированный и совершенный портрет человека. Они только сбивают с истинной цели и отнимают время у людей на неправильных остановках на пути «внутреннего» духовного поиска, который был вызван неудовлетворенностью их совести. Ибо истинной пищей души и сердца, и их духовным покоем является упоминание, благодарение и размышление об Аллахе, наполнение сердца божественной любовью и привязанностью и познание радости жизни без горя. Поэтому рэйки, йога и трансцендентальная медитация являются ложными станциями, которые предназначены для тех, кто хочет достичь этой цели и находится в процессе поиска, обманчивым духовным опытом и опорой для армии дьявола. Эти восточные учения предлагаются широким массам со стороны противников веры и религии под такими лозунгами, как путь к здоровому образу жизни, спасение от депрессии и вспомогательная медицинская помощь. Потому что подлинный, изысканный вкус и истинное, беззаботное счастье существуют только в исламе – религии единобожия – и вере в нее. Если мусульмане будут следовать своим собственным религиозным предписаниям и поклоняться Творцу, они не будут нуждаться в йоге, рэйки и трансцендентальной медитации. На восьмом ежегодном съезде по проблемам трудовых ресурсов в Стамбуле (12-13 март 2003) были открыты стенды, рекламирующие такие восточные учения, как йога, рэйки, трансцендентальная медитация как методы отдыха, расслабления, релаксации, охраны здоровья и достижения «внутреннего» счастья для руководителей высокого ранга. Здесь один западный ученый, специалист в области трудовых ресурсов, обратился к турецким участникам со следующими словами: «Уважаемые участники! Вот уже несколько дней как я живу в гостинице вблизи мечети Султанахмет. По утрам я слышу призыв на молитву. Не передать словами, какой внутренний покой и умиротворенность он дает человеку. Следовательно, в стране, где в день пять раз звучит призыв на молитву, такие восточные учения, как йога, рэйки и трансцендентальная медитация не приживутся. Если вы отстранитесь от своих дел на несколько минут и сконцентрируетесь на звучащем призыве на молитву, вы получите больше пользы, чем от этих учений. Поэтому я думаю, что в этой стране такие учения не станут успешными».
Как заметил этот западный исследователь, если ислам – вера подлинной природы человека – будет изучаться, и люди будут следовать его основным принципам, то не останется нужды в этих псевдодуховных учениях. Но так как сегодняшние массы не получили такого воспитания под духовным руководством, а золотые правила ислама искажаются и подвергаются цензуре, то люди, находящиеся в духовном поиске, особенно на Западе, не осознают эту красоту.
Что ищут люди?
Эти три учения предлагают людям, которые не были обучены подлинной религии и духовности, методы изменения умственного и чувственного восприятия реальности, которые направлены на изменение смысла перенесенных ими болей и страданий. Гуру, проповедующие эти учения, пытаются дать возможность людям испытать своеобразный духовный опыт отстранения от своего эго через попытки частично спасти людей от тягостной и гнетущей атмосферы материализма, плоти и эго. Многие люди склонны принимать легкие решения, стоящие наготове перед ними, здоровым, но трудным и требующим усилия решениям. И они практикуют, даже не изучив как следует, такие псевдодуховные восточные духовные течения, как рэйки, йога и трансцендентальная медитация, поддерживаемые глобальным капиталом. С другой стороны, много книг, журналов, компактных дисков и ДВД о восточных учениях распространяется повсюду, и за счет интенсивной рекламной кампании и привлекательных маркетинговых ходов эти учения преподносятся народу как рецепты здорового образа жизни и методы, ведущие к внутреннему покою. Все эти учения, в конечном счете, будут стремиться изменить сознание, точку зрения и намерения человека. Извлечение пользы из этих методов зависит от характера, природы человека, связи и доверия, установившихся между пациентом и целителем, эффекта плацебо, положительных добрых намерений, осведомленности и умения сознательно сосредоточиться. Они также оказывают влияние на функционирование иммунной системы. Но до настоящего времени не было опубликовано ни одного исследования, которое научными экспериментами доказало бы существование биоэнергетических полей. Так называемые доказательства, в основном, опираются на личные, субъективные рассказы и «научные» работы, которые трудно проверить. Для того чтобы человек в постмодернистском мире мог защитить свои собственные убеждения и культуру, т.е. для нахождения направления поклонения во время молитвы, следует сохранять высокий уровень сознания и быть осведомленным о современных идейных течениях.
Для объяснения влияния на наши умы и тела нашего духа, который исходит из божественного источника и суть которого мы не знаем, мы прибегаем к различным понятиям, созданным из разных моделей природы человека, и делаем лишь предположения. А всеобъемлющей истиной, витающей над всеми, является то, что Аллах создал человека в самом красивом облике и в разных степенях вложил в человека Свои имена и атрибуты, и Он хочет, чтобы они были известны. Следовательно, человек представляет собой особое сочетание бесконечных атрибутов и прекрасных имен Аллаха. Имена Аллаха проявляются в человеке в виде способностей, чувств, страстей и обладания соответствующей энергией для совершения разных дел. Человек может выявить в своей подлинной природе доминирующие или слабые имена Аллаха через непосредственное моление и упоминание имен, проявление которых он хотел бы видеть в себе. Поэтому эти энергии могут быть истолкованы как проявление и отражение имен Аллаха. Например, если человек будет много упоминать имя Шафи – Заступника, выучит и будет следовать знаниям об этом имени, то станет поводом для притока к себе и другим людям целительного влияния и энергии. Подобно этому вы можете также воспринимать и другие имена, отвечающие за любые дела и способности.
Универсальное послание ислама
Модель человека, на которую опираются упомянутые восточные учения, отличается от модели человека, которую объясняют нам Священный Коран и сунна. Восточные учения подчеркивают, что основным слоем бытия являются душа и энергии, подчиненные ей. Они учат, что материально ориентированный образ жизни запирает, вызывает болезни и предотвращает циркуляцию этой энергии. Поэтому они подчеркивают необходимость минимизации и даже, если это возможно, избавления от плотских желаний, мыслей и привязанностей, основанных на сладострастной любви. Поэтому и уделяется основное внимание душе, энергии, осведомленности и сосредоточению, которые выявляют духовные силы. Для сосредоточения предпочитается один символ и слово (мантра), которые периодически повторяются. Кроме того, они полагают, что связь между душой и телом можно укрепить через подвергание тела различным упражнениям (йога). Это отчасти верно. Ввиду того, что каждое положение тела имеет определенный смысл и ценность, они меняют поток психологической и духовной энергии. Но ни в одном из них нет того портрета целостного и совершенного человека, который рекомендуется и проецируется исламом. Иначе говоря, сбалансированная и гармоничная модель развития человека, который одновременно работает, производит, зарабатывает, делится заработанным, благодарит, размышляет при помощи своего умственного потенциала, усердствует на пути становления человеком, открытым для любви, усердия и привязанности сердцем, и объединяет три человеческих свойства (желудок, ум и сердце – совесть) есть только в исламе. Но от нас требуется только одно – чтобы мы берегли и защищали свои собственные ценности, учили их, следовали им, служили примером для подражания и объясняли, что целостность и сбалансированность истины есть только в исламе. Помимо того, что подлинной причиной нашего поклонения Аллаху является Его приказ и желание, также истиной является и то, что после каждого акта поклонения Великому и Всемогущему Аллаху ниспосылается огромное количество милос-тей и мудростей. И пользы от них так много, что невозможно даже сопоставить их с облегчением и расслаблением, которые предлагают рэйки, йога и трансцендентальная медитация.
Х. Айдын, журнал "Новые грани"