Серия жестоких терактов, прокатившаяся вчера по Ираку, стала основанием для того, чтобы ожидать роста напряжения между суннитами и шиитами в этой ближневосточной стране. Взрывы были организованы таким образом, чтобы их жертвами стало максимально возможное количество последних.
Тот факт, что подобное происходит, несмотря на начало Рамадана, лишь усугубляет положение, добавляя сторонникам обострения ситуации аргументы в пользу придания терактам отчетливого религиозного оттенка. По последним данным, взрывы унесли более 100 жизней, не менее 200 человек были ранены. Всего произошло 22 теракта в 14 населенных пунктах Ирака – эта серия была самой кровавой с мая 2010 года, когда ряд взрывов привел к гибели 100 человек. Правда, в тот раз большинство жертв пострадало от одного из терактов на парковке текстильной фабрики в Багдаде.
Несмотря на то, что еще ни одна из организаций так и не взяла на себя ответственность за организацию взрывов, мнения экспертов сходятся в том, что обвинять в произошедшем, скорее всего, следует иракское отделение «Аль-Каиды», давно объявившее войну шиитским «неверным». Таким образом, террористы пытаются подтолкнуть Ирак к религиозному противостоянию, фактически, гражданской войне, в условиях которой у хорошо организованной вооруженной группировки есть все шансы перехватить инициативу, расширив свое влияние в Ираке. В пользу таких подозрений говорит также тот факт, что «Аль-Каида земли двуречья», по словам ее лидера Абу Бакра аль-Багдади, объявила о своем намерении усилить борьбу, целью которой должно стать убийство «судей и прокуроров», а также освобождение заключенных активистов. А жертвами терактов стало достаточно большое количество солдат и полицейских.
Представители иракских сил безопасности проводят параллели с Сирией, где гражданская война имеет четкий межрелигиозный оттенок из-за того, что власть в стране принадлежит близким к шиизму алавитам во главе с Башаром Асадом, в то время как большинство населения являются суннитами. И именно такое состояние конфронтации между представителями разных ветвей ислама и выгодно террористам. Однако подобное сравнение не совсем справедливо – в Ираке именно шииты являются большинством населения. И именно суннитское меньшинство распоряжалось монополией на государственное управление до момента свержения Саддама Хусейна, после чего борьба за власть между представителей религиозных группировок, ранее законсервированная авторитарным режимом, вспыхнула с новой силой. Фактически, Ирак в чем-то похож на Сирию, но соотношение сил между двумя сектами там полностью противоположно сирийскому, а сама ситуация скорее является прогнозом того, как будут обстоять дела в Дамаске спустя приблизительно десять лет после падения режима Асада.
И прогноз этот, стоит отметить, крайне тревожен. Многого стоит хотя бы последнее заявление Абу Бакра аль-Багдади, в котором он заявил о том, что его организация организовала теракт в самом «сердце Америки». По его словам, террористы уже отправились в США, чтобы выполнить свою миссию. Даже если данные заявления и являются блефом, на фоне вчерашних терактов они явно свидетельствуют о том, что ситуация в Ираке далека от того, чтобы быть похожей на ситуацию в благополучном демократическом обществе, которое президент Буш обещал построить в Багдаде в начале американской интервенции в 2003 году. Как оказалось, устранения Хусейна вовсе недостаточно, чтобы направить Ирак на «путь истинный». И выяснение причин этого поражения необходимо Вашингтону не только для наведения порядка в Багдаде, но и накануне неизбежного падения режима Асада в Сирии, которая, как мы видим, в скором времени вполне сможет претендовать на повторение иракского пути.
Политком.ру