Мухаммад (мир ему и благословение) очень любил детей и часто играл с ними. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что как-то к Пророку (мир ему и благословение) пришел один из жителей пустыни и спросил: «О Посланник Аллаха! Вы целуете детей? Но мы никогда не ласкаем их». Он же ответил на это: «Что я могу поделать, если Аллах лишил вас милосердия и любви» (Бухари).
Как-то Пророк (мир ему и благословение), посадив на одно колено Усаму бин Зайда, а на другое своего внука Хасана, прижал обоих к груди и обратился с молитвой к Аллаху: «Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» (Бухари).
Мухаммад (мир ему и благословение) категорически запрещал родителям произносить слова проклятия по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра. Он также даже разрешал имамам сокращать время намаза: можно было читать в ракяатах более короткие суры, чем обычно, если среди молящихся были женщины с маленькими детьми.
Аллах Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с семьями вашими огня адского, топливом для которого служат люди и камни...» (66:6). После ниспослания этого аята Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха! Мы знаем, что можем спастись, следуя повелениям Аллаха и наставлениям Его Пророка. Однако мы не знаем, как защитить жен наших и детей». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если вы передадите для них повеления и запреты Аллаха, такое поведение послужит для вас преградой от Геенны огненной». После этого благочестивый Умар (да будет доволен им Аллах) с огромным вниманием стал относиться к правам родителей и детей.
Благочестивые дети наполняют баракятом (благодатью) не только земную жизнь родителей, но и будущую: «Когда же к тем, кто уверовал [в Аллаха и пребывает в Раю], прибудут их потомки с верой, сведем Мы их с предками вместе и одарим, не ущемив ни чем. Ведь каждому воздается по заслугам» (52:21). Известно, что за добрые деяния сына или дочери родители получают вознаграждение от Аллаха.
Пророк (мир ему и благословение) говорил, что благо и баракят для людей скрыты в трех вещах. Когда человек оставит этот мир, книга его деяний закроется. Но за то, что он оставил за собой – садака (милостыня), знания, полезные для людей, и благочестивые дети – в нее будут продолжать записываться вознаграждения (Тирмизи).
Поэтому родители должны быть для детей воплощением нравственных принципов и сами показывать пример уважительного отношения к собственным родителям:
«Заповедовали Мы человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит ребенка в чреве в муках и рожает в муках, а от зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев... О Аллах! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую оказал Ты мне и моим родителям. Внуши, чтобы творил я добро, угодное Тебе. И пусть мое потомство будет праведным. Воистину, я обращаюсь с покаянием к Тебе, и я из числа тех, кто предался Аллаху» (46:15).
Но для того чтобы воспитывать детей собственным примером, прежде всего нужно очистить свой нафс (освободиться от дурных наклонностей): стараться выполнять повеления всевышнего Аллаха, чтобы быть достойными Его рабами, быть правдивым, деятельным, иметь честный заработок, избегать грехов, не употреблять алкоголь, избегать азартных игр. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Ни один родитель не может дать своим детям ничего лучшего, чем пример благонравия» («Машкат уль-масабих»).
В Коране же Аллах показывает нам, каким путем родители должны стать примером своим домочадцам: «И вели семейству твоему совершать молитву, и сам будь постоянен в ней» (20:132). После ниспослания этого аята Пророк (мир ему и благословение) в течение месяца приходил к дому своей благочестивой дочери и напоминал о том, что наступило время намаза (Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вообще служил примером для своей уммы в добром отношении к детям, выполняя все Божественные повеления самым совершенным образом. Он относился к детям с любовью и воспитывал их через любовь.
Пророк (мир ему и благословение) всегда находил для них время и заботился о них настолько усердно, насколько это было нужно для их духовного здоровья. Он играл с детьми, старался первым приветствовать их при встрече. Когда разговаривал с ними, то наклонялся,чтобы при общении смотреть им в глаза.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Будьте как дети, играйте с ними и дружите со своими чадами». «Относитесь к детям милосердно и щедро, помогайте и делитесь с ними искренне, потому что они для вас – подарок от Аллаха», – говорил он («Мафсуа атраф иль-хадис»).
Осман Нури Топбаш
Из книги «Мухаммад – самый любимый человек».
Islam.ru