Разоблачение мусульманской секты «файзрахманистов», обосновавшейся в Казани, стало самым громким событием этой недели. Между тем секта появилась не вчера. За последние десять лет разве что самый ленивый казанский журналист обошел вниманием это «мини-государство» на улице Торфяной, которое отвергает все законы, кроме своих собственных, и у которого даже есть «государственный» флаг.
А вот правоохранительным органам не было до «файзрахманистов» никакого дела. Так же как и органам опеки, которые теперь проявляют трогательную заботу о вызволенных из подземелья детишках. Между тем в Татарстане существуют и другие странные сообщества людей, которые отгородились от мира.
За долгие годы, пока официальные органы закрывали на существование секты глаза, «новый пророк», как называет себя 83-летний Файзрахман Сатаров, успел создать довольно крепкое хозяйство, скрытое от глаз обывателей за высоким и крепким забором. На территории, приобретенной когда-то Сатаровым под строительство медресе, члены секты построили восьмиуровневый подземный бункер, в котором и проживали, предварительно продав свои квартиры и сдав деньги в общину. Воду брали из скважины, которую тоже выкопали сами, поскольку еще в 2004 году участок «отрезали» от электричества и водоснабжения за неуплату. Согласно учению, придуманному Сатаровым, Аллаху угодно, чтобы люди вели затворнический образ жизни, поэтому «файзрахманисты» практически не выходили со двора, им было запрещено обращаться за медицинской помощью даже в случае болезни ребенка. Детей также запрещалось отдавать в детсады и школы - все знания они должны были получать от членов общины. Никаких законов, кроме Корана и рукописей самого Сатарова, для «файзрахманистов» не существует. Все, кто живет по другим законам, для них - враги, которым вход в «священное государство» заказан.
О том, как все устроено в секте, миру поведали сотрудники правоохранительных органов, которые впервые нагрянули на «землю Аллаха» на основании разрешения прокуратуры, куда поступила оперативная информация о наличии в общине огнестрельного оружия. Оружия и взрывчатых веществ на территории общины, впрочем, так и не нашли, а вот детишек из подземного бункера извлекли на свет божий немало.
Сейчас 19 детей в возрасте от года до 17 лет, проживавших в общине и никогда не выходивших за пределы «земли Аллаха», разбросаны по казанским приютам. Возможно ли как-то реабилитировать этих «маугли», смогут ли они стать нормальными людьми? Об этом мы поговорили с сотрудником реабилитационного центра «Зеркало», психологом Ирэной Бобровой. В свое время Боброва работала в подразделении МВД по РТ по пресечению деятельности экстремистских и террористических организаций и является достаточно авторитетным специалистом в области борьбы с сектами.
- В поле зрения МВД «файзрахманисты» попали довольно давно, - вспоминает она. - Сигналы поступали и от местных жителей, и от сотрудников социальных служб: о том, что на территории общины живут дети, которые не получают медпомощи, не ходят в школу… Мы неоднократно ходатайствовали о необходимости проведения проверки, но прокуратура не давала ход этому делу. Я даже могу назвать фамилию человека, который препятствовал, но не буду… В результате в секте успело вырасти целое поколение детей. Конечно, их родители - не алкоголики, не наркоманы, они - религиозные фанатики. С раннего детства сектанты внушали своим чадам, что здесь - «свои», которые тебя любят и понимают, а там, за воротами - «чужие», которые хотят причинить тебе зло. Разумеется, ребенок верит своим родителям, тем более что других людей и другой жизни он не видел.
- То есть эти дети - потенциальные экстремисты и террористы?
- Вы сами пришли к этому выводу… Хотя они говорят, что не дают детям террористических установок. Но зато дают деструктивную установку: есть мы - правильные, и есть другие - неправильные. Это и есть воспитание террористической личности. Сейчас, когда деток изъяли, возникает вопрос, что с ними делать. Реабилитировать, использовать специальные методики? Но реабилитация предполагает, что человек, прежде чем попасть в религиозную организацию, имел определенные социальные установки, которые были подменены. Но здесь-то дети с рождения воспитывались с установкой на враждебный мир! Для них мы по определению - чужие, плохие, неправильные.
Сейчас ситуация двоякая: если мы изымем детей из семей и отдадим куда-то, к примеру, в детский дом, то там должны быть специалисты, которые понимают, что вообще произошло с этими детьми, что у них в головах… Есть ли такие специалисты в детдомах? Сомневаюсь. Сейчас органы опеки хотят ограничить родителей этих детей в правах на них. Ограничение - это не лишение. Родители смогут продолжать общаться со своими детьми, то есть будут и дальше воздействовать на них.
- Но если разлучить ребенка с родителями, то он еще больше возненавидит «врагов», которые это сделали.
- Верно. Поэтому нужно одновременно работать и с детьми, и с родителями. Но здесь тоже проблема: родители - взрослые люди, и они имеют право отказаться от подобной реабилитации… А вообще «маугли» растут не только в секте «файзрахманистов». Например, сейчас у нас в республике активно развиваются так называемые экологические поселения, их порядка десяти - в Камско-Устьинском районе, в Лаишевском… Они очень активно вкладывают средства в свою рекламу и пропагандируют свой образ жизни - якобы здоровый. У меня вызывает большие опасения то, что это становится очень модным и в такие поселения уезжают жить целые семьи с детьми, чтобы, так сказать, воссоединиться с природой. Да, я понимаю, что растить вместе с родителями лучок на грядках лучше, чем нюхать клей и ходить по асфальту. Но проживая в этих поселениях, дети не получают ни должного образования, ни должной медицинской помощи. Если уж тебе так хочется жить на природе, переезжай жить из города в обычное село, зачем же непременно устраивать резервацию? Лет через 5 - 10 дети адептов таких сообществ вырастут, их будет много, чего от них ждать - неизвестно. Почему до этого сейчас никому нет дела? Ведь это вопрос национальной безопасности. Снова будем ждать, пока что-то случится?..
83-летний Файзрахман Сатаров в молодости был муллой в мечетях Ленинграда, Ростова и Казани. В 70-х он «дослужился» до заместителя муфтия Башкирии. А в 90-е Сатаров провозгласил себя пророком и решил создать собственное направление в исламе. Прокуратура Казани возбудила в отношении Файзрахмана Сатарова уголовное дело по статье «самоуправство». Кроме того, возбуждены три уголовных дела в отношении адептов секты за «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением с детьми». Прокуратура также готовит иск о сносе незаконно возведенных построек на участке Сатарова.
Венера БЕЛЯЕВА, intertat.ru