Сирийский кризис продолжает оставаться в фокусе мировой политики. В последние недели обстановка в Сирии и вокруг нее снова обострилась. Главной причиной продолжающегося с марта 2011 г. противостояния является поддержка внешними силами действий в стране антиправительственных вооруженных группировок, совершающих террористические акты против представителей власти и мирных граждан.
Оружие и бойцы поступают к этим группировкам с территории Турции, Ливана, Иордании - при посредничестве спецслужб стран НАТО и при финансовой поддержке монархий Персидского залива.
В рядах антиправительственных сил в Сирии действуют и боевики «Аль-Каиды», что подтвердил 10 мая 2012 г. министр обороны США Леон Панетта. Фактически Сирия находится в состоянии войны с терроризмом, поддерживаемым из-за рубежа. Россия, выполняя обязательства по своим контрактам, поставляет Сирии вооружение, необходимое для защиты от внешней угрозы, в частности системы ПВО, а также ремонтирует ранее поставленную технику, в том числе военно-транспортные вертолеты. Однако западные политики и среди них Государственный секретарь США Х. Клинтон обвиняют Россию в поставках в Сирию боевых вертолетов, которые могут использоваться властями в подавлении «народного протеста». Цинизм такой постановки вопроса бьет в глаза: с одной стороны, требуют прекращения поставок оборонительных видов вооружений правительству Сирии, вынужденному вести борьбу с террористическими группировками, с другой стороны, сами поощряют контрабандные поставки вооружений террористам.
Против Сирии продолжается открытая информационная война. Аль-Джазира, Аль-Арабийа, СNN, Еuronews и ряд других СМИ рисуют ситуацию в Сирии абсолютно лживо - как «подавление авторитарным режимом мирных демонстраций, требующих демократических свобод». Крайне удивляет, что эту дезинформацию повторяют некоторые российские СМИ и эксперты. Автор этих строк во время двух своих последних посещений Сирии - в августе 2011 и в январе 2012 г. – имел возможность наблюдать массовые демонстрации в поддержку президента Башара Асада, собиравшие десятки тысяч человек.
Никто не отрицает, что в Сирии существуют социально-экономические и политические проблемы, но это проблемы вовсе не того масштаба, который привел к свержению правящих режимов в Тунисе и Египте. Сейчас в Сирии принята новая конституция, из которой изъят пункт о руководящей роли партии БААС. На основе этой конституции созданы новые политические партии, в том числе представляющие конструктивную оппозицию, действующую в Сирии и готовую на диалог с властями. В мае 2012 г. прошли парламентские выборы, в результате которых часть лидеров этой оппозиции вошла в состав нового сирийского правительства, сформированного в июне 2012 г. В то же время внешняя сирийская оппозиция, представленная в основном Сирийским национальным советом (СНС), действующим в Стамбуле, являет собой конгломерат различных политических группировок и персон, от либеральных демократов до курдских сепаратистов, «Братьев-мусульман» и иных радикалов-исламистов, выступающих наиболее организованной и влиятельной силой в СНС. Программы у этой оппозиции нет. Единственное, что их сегодня объединяет, - это лозунг о свержении Башара Асада любым путем, предпочтительно вооруженным, так как законными методами отстранить его невозможно ввиду имеющейся у президента массовой поддержки в народе.
Лидеры внешней оппозиции уже давно призывают Запад начать вооруженную интервенцию в Сирию. Для того, чтобы создать повод, экстремистские группировки, связанные с внешней оппозицией (военное крыло «Братьев-мусульман», радикальные исламисты, так называемая «свободная сирийская армия»), проводят многочисленные террористические акции в Дамаске, Алеппо, Хомсе, Идлибе, Дейр Аз-Зоре. После каждого очередного преступления террористы обвиняют в нём «спецслужбы режима Башара Асада». Наиболее кровавой явилась резня в селении Хула в мае 2012 г., которое находилось в соответствии с планом Кофи Аннана под контролем вооруженных антиправительственных группировок и в котором от их рук, о чем свидетельствуют очевидцы, погибли более 100 мирных жителей, лояльных правительству. Однако ведущие страны НАТО, монархии Персидского залива, Турция продолжают обвинять руководство Сирии в «жестоком подавлении народного протеста» и готовы повторить «ливийский сценарий». Эту готовность подтвердил инцидент с турецким военным самолетом-разведчиком, пытавшимся «прощупать» сирийскую систему ПВО и уничтоженным ее огнем над сирийскими территориальными водами.
Сейчас Турция концентрирует войска на сирийской границе, и это заставляет Дамаск принимать аналогичные меры. Осуществление военного вмешательства в сирийский конфликт и свержение Башара Асада позволят устранить Сирию как союзника Ирана, что облегчит в дальнейшем нанесение военного удара по ядерным объектам Ирана, остановит рост иранского влияния в Ираке, а также дасть возможность подавить движения «Хезболлах» в Ливане и «Хамас» в Секторе Газа.
Для России свержение нынешнего сирийского руководства и, соответственно, приход к власти исламистов с вероятным расчленением Сирии будет означать удар по её интересам. Произойдёт усиление радикального исламизма в регионе, прилегающим к российским границам, значительный сирийский военный арсенал попадёт в руки экстремистских группировок и может быть использован против стран СНГ и России. Неизбежны в этом случае для России и экономические потери, как это произошло в Ливии, где такие потери составили более $4 млрд. И, наконец, Россия потеряет единственного, пожалуй, союзника на Ближнем Востоке.
Европейцы от прямого военного вмешательства в Сирии тоже ничего не приобретут. Напомним, что в результате переворотов, которые принесла «арабская весна», и интервенции НАТО в Ливии более 30 тыс. эмигрантов, в том числе нелегальных, покинули Ливию, а также Тунис и Египет и перебрались в Западную Европу. Причем военная операция НАТО в Ливии, в результате которой там воцарился хаос, стоила английским и французским налогоплательщикам соответственно 340 и 300 млн. евро. Повторение «ливийского сценария» в Сирии обойдётся дороже.
Нахождению путей выхода из сирийского кризиса была посвящена международная встреча в Женеве 30 июня 2012 г. министров иностранных дел постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Англия, Франция, Китай), Турции, Кувейта, Ирака, Катара. Однако в отсутствии Ирана и Организации Исламская конференция (ОИК), которых предлагала пригласить Россия, эта встреча во многом потеряла представительность. Тем не менее в итоговом документе, подписанном всеми участниками, заявляется о необходимости переходного процесса и общенационального диалога. Кофи Аннан предложил создать переходный совет, в состав которого войдут представители всех сторон конфликта. В итоговом документе нет также положений о том, что Башар Асад должен уйти с поста президента. Подтверждается, что вопросы о составе переходного совета и этапах переходного периода должны решать сами граждане Сирии. В то же время Хиллари Клинтон не преминула заявить, что позиция США в отношении ухода Башара Асада не изменилась.
Если учесть, что незадолго до нынешней встречи в Женеве представители «свободной сирийской армии» отказались выполнять условия плана Кофи Аннана и заявляли о создании еще одной антиправительственной вооруженной группировки - «сирийской повстанческой армии», претворение в жизнь выработанного в Женеве документа будет делом нелёгким. В то же время его подписание всеми участниками встречи в Женеве означает признание правомерности российской позиции, ее усиление, что даёт Москве право требовать от всех подписантов соблюдения выдвинутых положений.
Позиция России в отношении сирийского кризиса, подтвержденная президентом России и министром иностранных дел РФ, заключается в том, чтобы не допустить иностранного военного вмешательства в Сирии и найти выход из кризиса на путях национального диалога, чему может способствовать план Кофи Аннана. Такая позиция России (а также Китая, Ирана, Белоруссии, ряда арабских и латиноамериканских государств, группы БРИКС), в случае если эту позицию удастся отстоять, означает недопущение разрушения Сирии и гибели при повторе «ливийского сценария» десятков тысяч людей (в Ливии в результате бомбардировок НАТО и боёв погибли более 50 тыс. мирных граждан), а также «возвращение» России на Ближний Восток в качестве великой державы, что окончательно кладёт конец иллюзиям однополярного мира.
Борис Долгов, Фонд стратегических культуры