«Тот, кто находится среди людей и делит с ними их невзгоды, получит лучшую награду у Аллаха, нежели тот, кто сторонится людей, не разделяя их беды» (хадис передан Ат-Тирмизи).
«Чужого горя не бывает!» - эта избитая фраза навязывает нам мнение о высокой степени озабоченности некой части человечества о других, более нуждающихся людях. Многие считают, что мир изменился, и это выражение не актуально теперь, а используется лишь в целях политкорректных выступлений с трибун. А не потому ли, что изменились сами люди? Мы стали равнодушны к чужому горю?
В небольшом сквере в центре города, в котором я живу, находится потрясающая мое воображение скульптурная композиция. По сути своей является задуманной автором, Михаилом Шемякином, аллегорией борьбы с пороками людей. Пятнадцать громоздких фигур, среди которых мальчик и девочка. У детей, выполненных в бронзе, завязаны глаза. Беззащитные дети окружены безобразными, полузвериными существами, символизирующими «пороки взрослых»: наркоманию, проституцию, воровство, алкоголизм, невежество, садизм, войну…
Одна из фигур, мне кажется, особенно важной в этой композиции. Персонаж олицетворяет равнодушие. Стоит по центру среди остальных. Ростом намеренно больше – «Равнодушие» возвышается над другими. Заткнуло уши руками, закрыло глаза, надменно выпрямилось. Равнодушие равнодушно к порокам, заманивающих в свои лапы «слепых» детей. Равнодушие равнодушно к нам. Мать Тереза сказала: «Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям».
Относительно своей работы художник высказался так: «Композиция задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И, пока не поздно, считаю, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».
Милостивый Господь облегчил нам пребывание во вселенной: горячая вода течет из крана, благодаря транспорту нам доступны дальние расстояния, телефоны связывают нас с другими континентами. Но, несмотря на то, что машины, дома, мобильные телефоны в обществе приумножаются, человек стремится к все большему и большему приобретению этих и прочих бытовых необходимостей, к все большему служению «животу», а не душе.
В наш технологический век, век прогресса и безудержной скачки вперед, все мы стали равнодушными и безучастными к окружающим. Современный уклад жизни человека требует от него большой концентрации сил. Все это ради элементарной возможности обеспечивать себя хотя бы минимальным комфортом.
Именно так, в погоне за мирскими потребностями, ради теплого и сытого существования на Земле и происходит смещение духовных ценностей человека. Границы добра и зла размыты как узор на песке волной малодушия, свойственному нашему столетию.
Это и есть тот самый упадок духовности, обезличивание морально-нравственных ценностей. В среде молодых людей особенно не понятно, что в их понимании темное, а что светлое. Ясно как день только одно, что каждый сам за себя, все поделены на «наших» и «не наших», и горе чужое волнует только чужих.
Возможно ли, что это естественный элемент самозащиты? Возможно ли, что это плен современных условностей делает наши сердца такими черствыми ради нашего же блага? Когда человек рождается, частью его собственного мира становится его ближайшее окружение, то окружение, с которым он соприкасается ежечасно. Таким образом, человек сильнее проникается к родным и близким, и именно поэтому на боль и горе близких нам людей мы реагируем значительнее и душевнее.
И все-таки главное в чужом горе не то, что оно чужое, а то, что оно горе. По сути своей любая нравственная доктрина учит состраданию, сочувствию, учит отклику. Ислам в этом случае расставляет особенно яркие акценты. «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым когда его касается добро. Это не относится к молящимся» (Коран, сура 70, аяты 19-21).
Настоящий мусульманин, испытывающий искреннюю любовь к Аллаху, должен испытывать любовь ко всем живым существам, созданным Аллахом. Каждый последователь ислама знает, что проявленное им милосердие к рабам Всевышнего на земле станет неотъемлемой частью проявленного милосердия к нему самому от Господа, ведь Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проявляй милосердие по отношению к тем, кто на земле, и проявит по отношению к тебе милосердие Тот, Кто на небесах» (Ат-Табарани).
В другом хадисе говорится: «… Поистине это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие по отношению к людям вообще, милосердие по отношению ко всем!» (Ат-Табарани).
Совершенно очевидно, что здесь имеется в виду всеобъемлющее и всеохватывающее сострадание по отношению ко всем людям. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал людей к милосердию, дабы все члены исламской общины никогда не лишались искренней любви, сердечности и глубокому взаимному сочувствию.
Посланник Аллаха являл собой уникальный пример отзывчивого, добросердечного и внимательного к окружающим. Известно, что во время общей молитвы, заслышав плач ребенка, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) намеренно укорачивал молитву, что бы ни доставлять матери ребенка волнение и беспокойство.
А один их хадисов, рассказанный им (да благословит его Аллах и приветствует) со слов Абу-Хурайры (да будет доволен им Аллах) свидетельствует о том, что на животных тоже распространяется участливость и добродушие мусульманина: «Некогда человека, шедшего своим путем, стала мучить жажда, и тогда он нашел колодец, спустился в него, напился, а потом выбрался наружу. И тут он неожиданно увидел собаку, высовывавшую язык и от жажды лизавшую влажную землю. Тогда этот человек сказал себе: «Жажда мучит эту собаку так же, как раньше мучила меня»,, — после чего он снова спустился в колодец, набрал в свой башмак воды, взял его в зубы и не выпускал, пока не выбрался наружу, а потом напоил собаку. И Аллах отблагодарил его, простив ему его прегрешения. Люди спросили: «Так разве нам полагается награда и за животных?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «За все то, в чем есть живая душа, полагается награда» (Аль-Бухари и Муслим).
Многие среди мусульман, возможно, забывают о таких наставлениях, погрузившись в созерцание собственного «я». А тем временем, слова Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха…», являются весьма содержательными и полезными и заключают в себе все то, что способствует обретению счастья и в мире этом, и в мире вечном.
А может не все так уж безнадежно. Может быть не все в мире люди сфокусированы только на своих личных проблемах, может быть не все так безучастны к горю чужих людей? Можно очень долго возмущаться несчастным положением претерпевающих горе, равнодушием не обращающих внимание на чужое беду. Но не изменится ситуация вокруг нас самих, пока мы не попытаемся что-либо изменить сами. Один из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что слышал от Посланника: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то — своим сердцем» (Муслим).
В сущности, оказывается проще всего отгородиться от чужих проблем, закрыть на все глаза, смириться с тем, что, якобы, и так все плохо, и вообще «каждый сам за себя». Но стоит только начать приносить пользу окружающим, стоит только сделать шаг навстречу тем, кому нужна помощь, как вокруг вас появятся такие же отзывчивые, внимательные и мягкосердечные люди.
В Коране сказано: «И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от порицаемого. Такие-то и преуспеют» (Сура 3, аят 104).
Каждый из нас есть составляющая общества, и проблемы стариков, умирающих от голода и одиночества, проблемы брошенных детей-сирот с ужасающими воображение диагнозами – это и есть наши проблемы. Если мы будем ждать и надеяться, что кто-то другой сделает что-то за нас, то не заметим, как сами станем равнодушны к чужому горю.
Вокруг нас очень много людей, нуждающихся в помощи. И поверьте, только так кажется, что добровольными волонтерами становятся те, которым больше нечем заняться. У большинства волонтеров, как правило, есть полноценные семьи с детьми и основная работа. Приносить людям пользу никогда не поздно начать; на самом деле некоторым сиротам или старикам достаточно хотя бы минимум вашего внимания для поддержания духа, для чувства нужности. Даже несколько вовремя сказанных слов могут обнадежить человека, принести ему успокоение и подарить веру в мечту.
Случайным образом я познакомилась с женщиной-волонтером. Ее история открыла мне глаза на многие вещи, а главное, что я почерпнула, так это то, что каждый из нас играет большую роль в жизни другого, пусть даже и не замечает этого. О своей добровольной работе она никому не рассказывает, знает только муж. Вот и имени она своего называть не хочет. Говорит, что ближайшие родственники могут ее не понять до конца, ведь у нее уже есть двое своих детей. А ситуации, с которыми ей приходится сталкиваться, нелегко каждый раз обсуждать за чашкой чая. Ницше верно заметил: «Добродетель опровергается, если спрашивать: зачем?»
Вот ее личная история: «Первые мысли о том, что бы взять брошенного ребенка-сироту у меня возникли, когда я уже сама стала матерью. Я отчетливо помню, как ночью, в полумраке, я наклонялась над колыбелью и улыбалась своему крохотному малышу, родному, дорогому и самому единственному. И почему-то, в этот момент, я представляла себе, как где-то в казенных кроватках лежат брошенные детки, к которым возможно некому подойти. Им темно и холодно, и мне становилось страшно.
Я решила взять приемного ребенка в нашу семью.
Не стану обманывать никого, и тем более саму себя; конечно, разные чувства возникали, но больше всего я боялась, что самые дорогие мне люди не смогут меня поддержать. Мысленно я представляла, как должно быть тяжело будет растить чужого ребенка, но трудности меня не пугали. Я решила взять сироту в свой дом и никогда, ни при каких обстоятельствах не допускать мысли вернуть малыша обратно. Едва ли можно себе представить, какая это травма для детей – вторичный отказ.
Не смотря на то, что на тот момент ни мои дети, ни мой муж, ни тем более мама и свекровь не были готовы к переменам в нашей жизни, я твердо вознамерилась начать собирать документы для опеки.
В общей сложности я предприняла две попытки усыновления, и оба раза дети ушли в другие семьи. Я вижу в этом провидение Бога, видимо, сама я оказалась морально не готова до конца к таким масштабным изменениям в жизни. По своим внутренним убеждениям я верю, что ничего не происходит просто так. Второй раз расставание с мечтой о приемном ребенке произошло труднее - полная опустошенность. Я проревела целые сутки. Наутро поняла - заново через это пройти не смогу!
Я позвонила знакомому, уже на тот момент добровольцу, и сказала, что хочу помогать. Благодаря этому в моей жизни произошла колоссальная перемена и переоценка всех ценностей. Я поняла, что многие привычные для нас вещи не несут в себе никакой духовной пользы. Какие-то житейские передряги, семейные неурядицы и проблемы на работе в действительности оказываются мелочью, не стоящей и капли нашего внимания, в сравнении с настоящими трудностями сирот, одиноких стариков и тяжелобольных людей.
В мои обязанности входит помощь детям в лечении: мы помогаем определить диагнозы, возим детей из детских домов на консультации к врачам, собираем нужные документы, готовим к госпитализации, или, если того требуют показания, к операции, ищем им сиделок в больницах. Собираем средства на оплату серьезных анализов, на оплату тех же самых сиделок, закупаем подгузники, привозим все необходимое в больницы детям. Стараемся навещать их, организовываем детям творческие занятия, ведь некоторые подолгу проходят лечение.
Сейчас очень много фондов и организаций, где на все нужды брошенных и одиноких собираются деньги, многие люди откликаются. Иногда обществу кажется достаточным тратить часть своих средств не на себя, а на лекарства, подгузники и прочее необходимое. Они молодцы! Однако многие при этом могут забывать, что деткам важно личное участие.
Малышам необходимо как воздух человеческое внимание, теплота и чувство любви. Порой больше на пользу им идет наша улыбка, поддержка, незатейливый разговор. Чувство нужности этому миру – вот что мы, люди, должны дать им почувствовать.
Я охотно делаю все, что могу, потому что это нужно мне самой. Своим участием я ощущаю сопричастность к важному и доброму; ощущаю, что приношу пользу в этот мир. Но реально помогают те, кто берет детей в семью, а я пока до этого не доросла».
Насима Бокова, «IslamOnline.Ru»