В Иркутской области правоохранительные органы начали проверку одной из школ города Шелехова, ученики которой избили пожилую учительницу физкультуры и выложили фотографии избиения в Интернет. Над престарелым педагогом издевались три месяца, и руководство школы об этом знало.
В свете этих событий в новом свете предстает дискуссия по поводу нашумевшего телесериала "Школа", который многие учителя и чиновники назвали "чернухой", "негативом" и даже "спланированной диверсией против наших детей и молодежи". Мы видим, что на деле все обстоит не лучше, а хуже, чем в телесериале. По-видимому, унаследованная от СССР система среднего образования, как, скажем, и МВД, за последние годы в результате множества непродуманных и непоследовательных изменений пришла в полную негодность.
"Что, по вашему мнению, наиболее настоятельно требует переосмысления в системе среднего образования? Какие меры кажутся вам наиболее неотложными?" - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Исмаил Бердиев
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, считает, что сериал "Школа" не отразил ситуацию, а создал ее.
"Я не смотрел сериал "Школа", но слышал о нем отзывы, и уверен, что он ничему хорошему не учит. На мой взгляд, такие дикие случаи, как насилие над преподавателями, как раз и происходят от того, что дети насмотрелись подобных телесериалов. По-хорошему, тех, кто снимает и внедряет подобные сериалы на телевидении, следовало бы прилюдно вешать", - резко заявил он.
"Необходимо, прежде всего, восстанавливать религиозную основу образования. Та безбожная система, которая существовала у нас в советское время, убила в наших гражданах нравственное начало. Мы должны сейчас ту советскую, атеистическую идеологию поменять на религиозную. Поэтому необходимо прежде всего больше уделять внимания духовно-нравственому воспитанию и просвещению", - подытожил Исмаил-хаджи.
Альбир-хазрат Крганов
Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов считает, что прежде всего нужно навести порядок в кадровой системе образования.
"Необходимо в образовательной системе ввести какую-то систему воспитания детей. Просто давать знания детям - это полдела, нужно воспитывать ребенка. И чтобы грамотно воспитать ребенка, нужны профессиональные учителя. То есть прежде всего нужно повышать квалификацию учителей, тщательно проводить отбор профессионалов в учебные заведения", - сказал он.
"Я не думаю, что в наших школах все так плохо. Этот ужасный случай все-таки единичный, не надо думать, что во всех школах так. Но, разумеется, проблемы в школах есть, и их надо решать. Иногда мы сталкиваемся с полным непрофессионализмом учителей, - вот самая большая проблема. То есть, на мой взгляд, нужно проводить модернизацию в кадрах. Для этого нужно усилить работу общественности, попечительских советов, чтобы общество могло следить за ситуацией в образовании", - подчеркнул Альбир-хазрат.
"То, что произошло в Иркутской области, ужасно. Особенно то, что об этом знало руководство школы, и они не принимали никаких мер. Школа - это не какой-то завод, на котором можно забраковать продукт и списать его: в школе воспитывается наше будущее поколение, и поэтому недопустимо так наплевательски относиться и к учителям, и к ученикам", - подытожил он.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, видит главную беду современной школы в отсутствии нравственного идеала.
"Чтобы стать полноценной личностью и достойным гражданином своего Отечества необходимо стремиться к нравственному идеалу, выраженному в Заповедях Божиих. Если этот нравственный идеал не привит еще в школьном возрасте, то ни о каком возрождении Отечества не может быть и речи. Общество в целом должно осознать это", - сказал он.
"Стоит напомнить об ответственности в первую очередь перед Богом тем, кто заражает души людей безнравственностью, в том числе и с помощью телевидения, и тем, кто препятствует рассказывать о Боге и Его заповедях в школе", - добавил священник.
Отец Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак также видит основную проблему современной средней школы в отсутствии четких нравственных ориентиров.
"Следствием этого является отсутствие воспитательной системы, которая позволила бы сформировать у учащихся мировоззрение, опирающееся на нравственные принципы", - сказал он.
"О чем говорить, когда собственно воспитательная педагогическая составляющая практически полностью из школы удалена. А жестокость, насилие, подверженность различным страстям, распространенные в наших школах, проистекают именно из отсутствия какого-либо нравственного основания в системе образования. Пока общество само по большей части ориентируется на достижение только материального благополучия, оно в должной мере и не осознает остроты данной проблемы", - добавил священник.
Раввин Зиновий Коган
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Раввин Зиновий Коган считает, что ребенок должен расти в атмосфере духовно-нравственного воспитания.
"Ему надо с детства объяснять, что нужно почитать родителей, уважать религию, быть добрым и прочее. Это может воспитать в детях лишь религия", - сказал он.
"Думаю, что случай в Иркутской области низок и отвратителен - как и то, что иногда творят учителя с детьми. Нужно больше говорить о добре, показывать примеры добра. Тогда, думаю, случаев насилия в школах станет меньше. Сегодня и у учителей и учеников отсутствует такие чувства как страх Божий и совесть. От этого человек начинает ощущать в себе мнимую силу, а чем человек сильней, тем он страшней", - подчеркнул Зиновий Львович.
"Только воспитание может исправить положение. Наука о религии будет малоэффективна, нам нужны не только знания о религии, но и добровольная практика", - заключил раввин.