В столице Индонезии Джакарте в конце февраля состоялась первая встреча исламского аналога Совета ООН по правам человека. Решение об учреждении подобной организации было принято еще в июне 2011 года на 38-й сессии совещания министров иностранных дел Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Тогда же был принят и устав нового органа, который получил название Независимой постоянной комиссией по правам человека (НПКПЧ). Согласно статье 12 учредительного документа, решения комиссии носят для стран – членов ОИС лишь рекомендательный характер.
В первой сессии нового органа приняли участие представители 18 стран – участниц ОИС, а также независимые эксперты и наблюдатели. Шестеро делегатов представляли арабские страны, шестеро – Азию и шестеро – Африку. Интересно, что почти четверть членов комиссии составили женщины – представительницы Индонезии, Малайзии, Афганистана и Судана. Первая встреча НПКПЧ прошла под председательством генерального секретаря ОИС Экмеледдина Ихсаноглу. Но в ходе мероприятия делегаты избрали собственного главу нового органа на следующие два года. Им стала индонезийка Сити Рухайни Джухаятин.
Как сообщила репортерам председатель, комиссия сосредоточилась на решении организационных вопросов. Но помимо этого парламентарии успели обсудить положение в Палестине (было также постановлено, что палестино-израильский конфликт должен стать в повестке дня НПКПЧ постоянным пунктом), Сирии и недавнее сожжение Корана в Афганистане. Вторая встреча должна пройти в июне с.г. в Стамбуле.
Создание аналога одного из органов такой влиятельной международной организации, как ООН, в рамках ОИС отражает стремление (возможно, вынужденное) мусульманского сообщества к конструктивной работе с неисламским миром. В связи с этим всемирная умма вынуждена вырабатывать особый комплекс моральных установок, который не противоречил бы ни исламу, ни современным демократическим ценностям Запада.
Можно сказать, что в настоящее время различные цивилизации вынуждены развиваться под идеологическим и экономическим господством Запада. Возможно, именно поэтому новые общности пока не выработали собственного языка самоанализа и самоопределения. Более того, еще не утвердилась сама их структура. Пока Запад представляет собой значительный полюс силы, а сами новые наднациональные объединения не являются достаточно прочными образованиями с утвердившейся иерархической структурой, они вынуждены работать одновременно в двух системах координат и языков: западно-демократической и собственной. В таких условиях складывание наднациональных организаций проходит по пути создания структур, дублирующих уже имеющиеся всемирные (а на самом деле западные) модели, и в первую очередь ООН. Создание Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС и Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН – лишь два таких примера.
Пока западное общество обладает достаточным запасом силы и прочности, незападные цивилизации вынуждены использовать его общественно-политическую лексику. Например, один из экспертов НПКПЧ Ибрахим Салама отметил, что одной из целей нового органа должно стать утверждение идеи, что исламские ценности не противоречат общечеловеческим. Салама подчеркнул роль комиссии как некоего подобия исследовательского центра, который должен заниматься изучением положения в различных исламских странах на соответствие идеалам демократического общества.
Однако Восток постепенно осознает свою самостоятельность и растущее могущество. Поэтому традиционные международные структуры перестают удовлетворять потребностям и амбициям исламских стран.
Оксана Андреевна Коткина - студент-востоковед, «НГ-Религии»