Немецкая исследовательница Аннамария Шлиман многие годы изучая значение женского элемента в исламской традиции смогла доказать то значительное влияние, которые имели мусульманки на развитие ислама.
Аннамария Шлиман в 19 лет в Берлинском Университете защитила докторскую диссертацию, посвященную мусульманским народам и культурам, в 23 года стала профессором. Она написала около сотни переведенных на многие языки книг по литературе, культуре ислама и тасаввуфу.
Книга Аннамарии Шлиман «Моя душа – женщина» посвящена исследованию женского элемента в мусульманской традиции. В оригинале на немецком языке книга называется “Meine Seele ist eine Frau». Она была издана в Мюнхене в 1995 г. Поэтому своей манерой написания и стилем она, в первую очередь, ориентируется на логику и специфику западного читателя.
Теперь эта книга вышла и на турецком языке. Шлиман какое-то время проживала в Турции, поэтому турецкое издание своей книги посвятила Самихе Айверди. В вступлении Аннамария Шлиман пишет о том, что она получила от турецких женщин и что хотела бы им дать:
«Многие истины, относящиеся к религиозной жизни, я поняла благодаря турецким женщинам. Мои подруги из Стамбула и Анкара, но, в особенности, простые женщины из сел Анатолии, хотя и утомленные жизненными трудностями, но сохраняющие богобоязненность матери Анатолии и университетские преподаватели, в той мере, в какой являются моими коллегами, являются и моими ученицами. Они помогли мне глубже понять жизнь Турции. Эта книга в каком-то смысле есть выражение благодарности всем мусульманским женщинам. Вместе с этим я надеюсь, что эти мои подруги смогут почерпнуть из книги что-то полезное для себя»
.
Согласно определению Сахля ат-Тустари «истинная вера (иман) порождается единством «страха», который является элементом мужским и жестким, и «надежды», которая является элементом женским и мягким». Следовательно, разум и душа (рух), знание (ильм) и любовь (ашк) являются частями одного неразрывного целого. В книге приводится много примеров этому из суфийской литературы. В этом отношении можно утверждать, что почву для данного произведения подготовила книга Маргарет Смит «Святая Рабиа и ее последователи в Исламе». В книге «Моя душа – женщина» говорится о многих женщинах-святых, приводятся рассказы из их жизни.
В главе «Женщины в тасаввуфе» перечисляются такие имена, как Марйам аль-Басриййа, Бахриййа аль-Маусилиййа, из Сирии Рабиа аш-Шами, Амат аль-Джалиль, Шавана, Фатима из Нишапура, Рабиа бинти Исмаил, Рабиа аль-Каси, супруга Хакима ат-Тирмизи, Фатима, дочь Каттани, наставница (муршида) Шибли, бабушка Абу Хайра ат-Тинани аль-Акта Увайна, родственница Абдуллаха аль-Ансари Биби Назани, Умму Фадиль иль-Хурмузиййа. Все это женщины, которые прикладывали все усилия для того, чтобы распространить сунну Посланника Аллаха. Отдельное место в книге отведено влиянию женщин-святых на Ибн Араби, в частности, его наставнице Фатиме бинти аль-Мусанна. В конце главы перечисляются женщины, прославившиеся как ученые тасаввуфа.
В главе «На пути воспитания нафса» говорится о том, что нафс, являясь женским элементом, должен подчиняться разуму, который является элементом мужским. Здесь автор считает важным отметить, что во всех суфийских притчах и дастанах женские герои представлены, в первую очередь, как личности. При этом в главе за основу берутся слова святых: «Человек, жаждущий этого мира, имеет “женскую” природу, жаждущий будущей жизни (ахира) – “двуполую”, жаждущий Аллаха – “мужскую”». Знаменитый Фариуддин Аттар так выразил эту мысль в своей «Мусибатнаме»:
Тот, кто взвалил на себя бремя любви,
Тот не женщина, а человек-храбрец.
Необходимым условием того, чтобы выявить женские и мужские качества и духовно преобразовать себя, являются страдания. Только при соблюдении этого условия можно достичь степени «мужей Аллаха».
Отдельная глава книги посвящена женскому элементу в творчестве Ибн Араби. Автор пишет, что женщина «являясь самым желаемым объектом мужского устремления и сочетая в себе активные и пассивные мужские и женские качества, воспринимается в качестве метафоры Всевышнего». Поэтому Баязид Бустами друзей Аллаха (авлия) назвал «невестами Аллаха» - «арус аль-илахи».
Самым важным выводом книги видится то, что элементы, отражающие почтение и уважение в глазах народа к верующим и святым женщинам, следует сделать темой более обстоятельного исследования. Чтобы понять в истинном свете проблемы мусульманских женщин, следует исследовать и их старания на пути обретения вечной жизни.
Общее правило, которое пытается донести до нашего сознания книга, заключается в следующем: на пути духовных исканий нет разницы между женщиной и мужчиной. Подобно тому, как великий Джами сказал о Рабие:
Если бы каждая женщина была подобно той, о которой мы говорим,
То женщинам отдавалось бы предпочтение перед мужчинами.
Солнце (в арабском языке) женского рода, но это не порок для него.
Луна же мужского рода, но это не добавляет ей славы.
Источник: islamportal.ru