В телепрограмме Genç Bakış историк Эрхан Афьонджу (Erhan Afyoncu) ответил на вопросы студентов об Османской империи. Он обратил внимание как на ошибочные представления, о которых мы знаем, так и на некоторые совершенно неизвестные нам детали.
Ниже приведем его основные тезисы.
Женщина в Османской империи
— Большая часть турецких историков, коими со времен Османской империи были в основном мужчины, выражает беспокойство вмешательством женщин в дела османского государства. Такая точка зрения сохраняется и в республиканский период.
— Тем не менее, примеры вмешательства валиде-султан, Кесем Султан, Турхан Султан в дела государства показывают, что оно главным образом носило вынужденный характер. Разве 11-летний ребенок может управлять государством!
— Участие женщин, носивших титул валиде-султан, в управлении страной в XVII веке было благоразумным и полезным для государственного развития. Они свято чтили государство в период ослабления правящей династии, выводили страну из кризиса.
– Хюррем Султан не сама управляла государством, ее эпоха пришлась на XVI век, а благодаря сериалу она обрела популярность у современников.
Жены падишаха
— Усиление какой-либо семьи на территории османских земель тоже было нежелательным. Отдать дочь в жены падишаха – значит породниться с ним и обрести влияние. А когда возникает более одного центра силы, государство шатается.
— После XVIII века жены падишахов в основном имели кавказское происхождение.
— В гарем женщин покупали в статусе рабынь.
— Принятие ислама не было обязательным. Жена Мурада II Мара не была мусульманкой.
— По закону Османской империи жениться можно было на четырех женщинах. Но на 90-95% доминировало единобрачие.
Выдающиеся личности
— Мурад II — единственный падишах Османской империи, который добровольно отрекся от престола до своей смерти. Отрекшегося от престола Баязида II заставили сделать это.
— Фатих Султан Мехмет стоит особняком в списке османских государственных деятелей. Это политик с цельным характером, который занимался философией, искусством. Он лично участвовал в 17 походах как главнокомандующий своей армии. Он много читал, по его приказу осуществлялись переводы иностранной литературы.
— Явуз Султан Селим — тоже разносторонний государственный деятель. Когда он находился в Египте, его очень заинтересовали египетские пирамиды.
— 46 лет Сулейман Кануни восседал на троне. Его сын султан Селим II считается бездарным правителем. Тем не менее, это не так. При нем были взяты Кипр, Тунис, Йемен.
— Эвлия Челеби — еще одна значимая личность в истории Османской империи. Имя этого путешественника следовало бы дать ныне строящемуся третьему аэропорту в Стамбуле. Оставшиеся после него десять томов письменных источников – бесценная работа, связанная не только с нашей страной, но и с историей более 20 государств и народов.
— Личность Ибрагима Мутеферрики (мусульманский первопечатник, государственный деятель Османской империи, дипломат, переводчик, – прим. перев.) тоже должна быть удостоена, может быть, даже большего анализа в учебниках истории, чем османские султаны.
— Архитектору Мимару Синану придавалось значение, пусть и не вполне достаточное. Это великий гений и автор почти 400 произведений.
— Здесь также следует упомянуть имя Абдуллы Эфенди, разрешившего типографию.
Султаны не совершали хадж
— Во времена Османской империи хадж длился девять месяцев. Отправляли на него заместителей. У султанов такой традиции не было. Дорога в хадж была небезопасной. Отправляться в путь нужно было с многочисленным сопровождением, чтобы защититься от кочевых разбойников.
— С появлением пароходов в XIX веке совершать хадж стало проще. Султан Абдул-Азиз едет в Лондон, Египет. Но не на хадж!
— Султан Джем был единственным представителем османской династии, который совершал хадж. Вахдеттин отправился в хадж после того, как его свергли с престола. Но он не смог его завершить по соображениям безопасности.
— Османская империя была турецким государством. Прадедов Османа Гази во всех родословных связывают с легендарным предком турок — Огуз-ханом. В последнее время идентичностям стали придавать особое значение. Хотя во времена Османской империи мусульманской идентичности было достаточно.
— Просвещенная интеллигенция, возникшая в Османской империи, стала размышлять над тем, как мы можем спастись от распада. Они предлагали: давайте говорить «мы — османы, а не турки». Они отстаивали этот тезис и делали это вполне искренне. Но ничего не получилось. Тогда они сказали: «Мы — мусульмане». Но тут взбунтовались албанцы, греки. Эти споры время от времени возникали и в Турции. А именно — споры о «турецкой» национальной идентичности. А это и есть главный скелет народа, государства. Когда вы от него отказываетесь, он исчезает.
Образование и религия
— Повсюду функционировали начальные школы. Приоритетной целью должно было быть элитное образование. Османской империи удалось сделать это. Она обеспечила справедливое иерархическое распределение. Прежде всего, принимали талантливых детей.
— Османская империя была государством, которое пыталось претворять в жизнь исламское право. Но в последний период существования империи преобладало европейское право. Многие судебные разбирательства шли не в шариатских судах, а в регулярных судах европейского стиля. Произошла вестернизация.
— Распитие вина было личным грехом падишаха.
— В общественной жизни продажа алкогольных напитков мусульманам никогда не была свободной. Но в районе Галата это правило не действовало.
— Система девширме (принудительного набора мальчиков из христианских семей, – прим. перев.) не была повсеместной. Гораздо чаще дворец выбирал свой народ. Чиновничий аппарат и сословие улемов (мусульманских богословов и законоведов — прим.перев.) контролировали турки. Не было даже арабов. Все шейх-уль-исламы (титул высшего должностного лица по вопросам ислама, – прим. перев.) — турки.
Издание Milliyet, перевод ИноСМИ