С минарета вьетнамского города Хошимин раздается призыв к молитве, и к местной мечети начинают стекаться мужчины в белых вязаных тюбетейках и разноцветных саронгах. Эта картина больше напоминает Малайзию, Индонезию или Бруней, а не Вьетнам с его культурой, неразрывно связанной с Китаем, и с его незначительным мусульманским населением.
Это маленькое сообщество района номер 8 считается крупнейшим анклавом мусульман вьетнамской народности чам в крупнейшем городе страны, который все еще иногда называют прежним именем Сайгон. Здесь проживает более 1300 жителей, здесь есть халяльные рестораны, большая мечеть и медресе, которое регулярно направляет своих учащихся на стажировку в Малайзию.
Это и некоторые другие общины народности чам в южной и центральной частях Вьетнама — все, что осталось от королевства Чампа, существовавшего на протяжении нескольких веков. По данным правительства, из 86-миллионного населения Вьетнама насчитывается более 100 тысяч представителей этноса чам.
«Народ чам потерпел поражение и потерял свою страну. Мне кажется, что сейчас я живу в другой стране, и это не моя родина», — говорит 49-летняя продавщица лапши Хачот.
Народ чам исповедовал Индуизм и контролировал отдельные части юга и центра Вьетнама на протяжении сотен лет. Позже он стал обращаться в Ислам. Однако к концу XV века вьетнамцы стали вытеснять народ чам с юга страны и королевство Чампа начало распадаться.
В настоящее время самый значимый объект исторического наследия Чампа — руины храма Ми Сон около города Дананг. Он принадлежит к перечню исторических объектов ЮНЕСКО и пользуется популярностью среди туристов.
По оценкам экспертов, в наше время более 80% представителей этноса чам исповедуют Ислам. Мусульмане, как отмечается в правительственных документах, составляют самую малочисленную из 6 основных конфессий Вьетнама, где преобладает Буддизм.
В коммунистическом Вьетнаме религиозная деятельность контролируется государством; тем не менее, религии в этой стране, можно сказать, процветают. Лишь католическая община имеет напряженные отношения с правительством в связи с земельным конфликтом; отдельные группы буддистов также жалуются на преследования со стороны государства. Что касается мусульман, то они во Вьетнаме живут тихо и скромно.
«Мы просто следуем нашей религии. Нас не волнует политика», — говорит 52-летний заместитель управляющего в местном медресе Хаджи Муса. Он свободно изъясняется на малайском и немного знает арабский.
По словам Мусы, в Хошимине есть более десятка имамов, обученных во Вьетнаме. Иностранные проповедники тоже сюда приезжают, особенно из Малайзии. Существует даже перевод священного Корана на вьетнамский язык.
Этот худощавый мужчина в рубашке без ворота, саронге и очках живет в районе номер 8 с 1960-х гг., когда народ чам впервые начал сюда перебираться. Многие пришли из провинции в дельте Меконга — там в городе Чау Док до сих пор проживает существенная мусульманская община.
В самом начале дома в районе номер 8 строились из дерева и соломы. Электричество появилось здесь в 90-е гг., и гораздо позже здесь возвели мост, соединяющий этот район с центром города. В результате транспортное сообщение улучшилось, местность стала быстро развиваться.
По словам местных жителей, в Хошимине есть 16 мечетей, некоторые из них были построены при содействии мусульманских стран. Памятная доска на мечети Джами уль-Анвар сообщает посетителям, что она была реконструирована в 2006 г. на средства ОАЭ и Красного полумесяца.
Хотя мусульмане народности чам получают поддержку с Ближнего Востока, наиболее близкие отношения связывают их с Малайзией и Индонезией, во многом благодаря общим культурным ценностям и истории. По словам Хачот, малазийцы приезжали сюда, поддерживали открытие школ и создавали рабочие места. Связи стали налаживаться, когда 20 лет назад Вьетнам начал вести политику постепенного открытия экономики.
Хачот говорит, что представители титульного этноса кинь относятся к чам по-разному. «Некоторые кинь говорят, что чам — грязные». По ее словам, некоторые высказываются против того, что мусульмане не едят свинину. «Остальным же просто нет до этого дела».
Многие мусульмане старшего возраста совершают паломничество в Мекку, большинство людей час носят арабские имена.
22-летний Мухамат Зукри переехал сюда из маленького городка в дельте Меконга более 18 месяцев назад, чтобы жить и учиться в местном медресе. Потом он планирует перебраться в Малайзию, чтобы продолжить религиозное образование и получить квалификацию в сфере IT.
Менее религиозный по натуре 29-летний Мак Али, риэлтор, говорит, что иногда не прочь выпить с друзьями, и что встречается с немусульманкой. «Во Вьетнаме религия не имеет столь большого веса. Свинину я не ем, но я и не молюсь 5 раз в день. Я пью и курю», — объясняет он.
В то же время Али и его семья пользуются преимуществами мусульманской диаспоры. Его брат работает в Египте, а сестра — в Индонезии.
В повседневной жизни в кварталах чам можно постоянно видеть платки на головах, длинные рукава и подолы, но женщины зачастую снимают платок, когда идут на работу, и даже могу надеть облегающие джинсы. Многие поступают так из страха подвергнуться дискриминации со стороны коллег.
50-летний механик Ньо Ван Донг — один из немногих представителей титульного этноса кинь, который обратился в Ислам, вопреки противостоянию семьи. По его словам, вначале он стал следовать новой вере главным образом из любви к жене-мусульманке, а со временем глубоко вошел в Ислам.
Как все мусульмане планеты, народ чам отмечает праздник окончания Рамадана и Праздник жертвоприношения. Но также они отмечают и главный вьетнамский праздник — новый год по лунному календарю, хотя и избегают участия в религиозных церемониях, с ним связанных.
Islam.ru