Ровно два месяца спустя после кровавых погромов и убийств на национальной почве в южном Кыргызстане, у мусульман всего мира начался священный месяц Рамадан. Сможет ли он примирить два мусульманских народа - кыргызов и узбеков?
Президент Кыргызстана Роза Отунбаева поздравила своих соотечественников с наступившим месяцем Рамаданом, призвав их пересмотреть свои отношения с другими людьми и помнить, что одно из завещаний Ислама - это всепрощение.
Переоценка своего отношения к соседям, людям другой национальности - пока все, что кыргызское правительство требует от своего народа, оказавшегося после июньских погромов и убийств узбекского населения Оша и Джалал-Абада на грани построения на юге страны нацистского государства.
Жертвам же насилия, в свою очередь, предлагается просто простить своих мучителей и убийц, забыть о причиненной им боли, убитых родных, уничтоженных домах, поломанных жизнях.
Ведь, как заявила бывшая коммунистка Отунбаева, “только всепрощающий человек может рассчитывать на милость и прощение Всевышнего. Только сумев стать всепрощающими и великодушными по отношению друг к другу, мы получим возможность дружно и сплоченно двигаться к дальнейшим целям”.
Апеллирование к ценностям Ислама - одно из средств из скудного арсенала главы Переходного правительства Кыргызстана, не обладающего ни властью над южным Кыргызстаном, ни способностью обуздать распоясавшегося мэра Оша Мелисбека Мырзакбетова, на днях заявившего, что не позволит проведения в его вотчине предвыборной агитации, если она придется ему не по душе.
В этой ситуации безвластия Розе Отунбаевой не остается ничего другого, как пытаться замять июньские события. Ведь ни выступить в защиту узбекской общины, продолжающей жить в условиях дискриминации.
Как простить и забыть, оставаясь в руинах своих домов? террора, а тем более призвать к ответу истинных заказчиков этнической резни и послушную им армию погромщиков и мародеров - она не может. В силах ли Ислам дать то, чем неспособны обеспечить своих граждан кыргызские лидеры - примирение, прощение и справедливость.
Вряд ли, считает ветеран узбекской правозащиты Талиб Якубов. По его мнению, люди, способные на зверства, которые творились на кыргызском юге в июне, не могут прислушаться к требованиям религии.
Кроме того, по словам правозащитника, очень малая доля кыргызов является верующими людьми, поэтому моральные и этические ценности Ислама им безразличны, как прошлогодний снег.
Лишь на днях, 6 июня, группа кыргызов забила до смерти пожилого шофера Сайдулло-ходжи на трассе Ош-Кызылкия, когда он покинул машину, чтобы утолить жажду, рассказывает со ссылкой на узбекскую службу радио “Свобода” (“Озодлик”) Талиб Якубов.
О каком благотворном влиянии Рамадана может идти речь, если насилие и убийства продолжаются, задается вопросом Якубов. Президент Общества по правам человека Узбекистана (ОПЧУ) Абдужалил Бойматов вообще не считает, что Ислам может играть миротворческую роль в регионе Центральной Азии.
Исламскую религиозную деятельность в Узбекистане он условно разделяет на агитационно-пропагандистскую, которой занимается официальное послушное властям духовенство, и подпольную - радикально-экстремисткую, приверженцы которой также далеки от истинных нужд народа, как и первые.
Находящиеся под постоянным давлением и преследованием со стороны властей представители независимых исламских организаций, по мнению Бойматова, нацеливают всю свою деятельность лишь на самих себя, на фанатическое следование канонам религии и защиту Ислама от нападок со стороны, вынашивая в душе надежду, что скоро их мучениям придет конец - их страна превратится из светской в исламскую.
“Эти люди, хоть и страдают сами от репрессий, - говорит Бойматов, - не могут помочь другим страдающим людям, так как их восприятие мира ограничено лишь Исламом”. А корни межэтнического конфликта в южном Кыргызстане лежат в иной плоскости - социально-экономической, культурной и политической, считает Бойматов. Без решения этих вопросов восстановить мирную жизнь между узбеками и кыргызами невозможно, добавляет он.
Но один из жителей Джалал-Абада, этнический узбек по имени Фархад (имя изменено), все же надеется, что в месяц Рамадан убийства и насилие пойдут на убыль. Он хочет надеяться, что люди, которые хотят положить конец беззаконию и дискриминации узбеков, получат еще один аргумент в пользу мира и терпимости, который может быть услышан хоть какой-то частью насильников.
Uznews.net