Российско-турецкое двухстороннее соглашение о безвизовом режиме нуждается в дальнейшей корректировке. Барьер для туристов двух стран фактически снят. Прорывное историческое решение облегчит жизнь миллионам людей, но как решить препоны для интернациональных семей?
Семья Дейнекли из Пензы в интернациональном браке состоит уже третий год. Он выпускник Аданского медицинского университета им. Чукурова - Волкан Дейнекли. Она выпускница пензенского приборостроительного колледжа -- Светлана Дейнекли (в девичестве Сорокина).
Будущие молодожены случайно познакомились в городе Кемер. С первых минут романтической встречи между ними установились серьезные отношения и завязалась длительная переписка. Все закончилось счастливым браком. Волкан вызвал даму своего сердца в Турцию, где они поженились. Дочку Алису Светлана рожала уже в Пензе. Муж пожелал, чтобы его ребенок имел российское гражданство. Супруги планируют прожить счастливо и завести множество русско-турецких детей. Оказывается, не все так просто.
Период адаптации Светланы на родине мужа в городе Мерсине проходил нелегко. Все ей было незнакомо и непривычно. Угнетал, прежде всего, языковой барьер. Но выручал английский язык, который она долго изучала перед поездкой в Турцию. Помог супруг, который выступал в роли переводчика с родителями и сестрой Элис. А вскоре у нее появились подруги из Турции, Египта и Австрии, вступившие в браки с мусульманами.
Русскому человеку, попадающему в страну с другим менталитетом, на первом этапе достаточно тяжело. Чтобы привыкнуть к новым условиям, нужно определенное время. В этом помогает любовь. Если любишь человека и готова поехать за ним на край света, то преодолеешь все лишения, – уверена госпожа Дейнекли.
Ради любви и сохранения семейных уз супруги Дейнекли готовы преодолевать любые невзгоды и расстояния.
В Пензе, куда супруги переехали после Турции, аналогичные проблемы возникли у Волкана. Лишь после того, как он с отличием окончил подготовительные курсы русского языка, барьер был снят. Но гостевая виза не давала ему возможности достойно обеспечить в России семью. Заняв у турецких друзей деньги, он предпринял попытку открыть бизнес, но дело провалилось.
Чтобы сохранить брачные узы и вернуть долг, Волкан не брезговал даже черновой работой. Трудился грузчиком, плотником, ночным менеджером на местной фабрике. Вернувшись из Турции открыл в Пензе собственное дело, оформив бизнес на жену. Но зимой в торговой сфере города возникло затишье. Народ покупал товары вяло и торговлю пришлось свернуть. Гостевая виза заканчивалась и Волкану вновь пришлось возвращаться в Турцию. Сейчас он работает в Анталии, но мечтает вернуться в Пензу, чтобы воссоединиться с семьей и открыть новое дело.
Только никакой стабильности для интернациональной семьи не предвидится. Гостевая виза иностранцам выдается только на три месяца, а потом все приходиться оформлять практически с нуля. Вновь оформляется официальное приглашение на государственном бланке с гербовой печатью. Письмо отправляется адресату в Турцию. Затем идет оформление приглашения через посольство России, где выдается виза на 90 дней.
Но кто подсчитал материальные затраты и моральные переживания задерганных людей, которые сидят буквально на чемоданах? И почему полноценные здоровые семьи должны жить в разлуке?
В Турции все намного проще. Мы идем с Волканом в миграционную службу, он оплачивает за полгода 300 евро, и регистрирует меня как законную жену, - рассказала IslamNews Светлана Дейникли. - А в пензенском ОВИРе нужно предоставить гору бумаг, но постоянно им чего-то не хватает. То один документ не так оформлен, то другой. Начинается бесконечная беготня по инстанциям. Чтобы оформить мужу временное проживание на 6 месяцев, надо перевести кучу документов на турецкий язык. Но таких специалистов в Пензе нет. Надо ехать в Москву. И за все надо платить.
Я не могу сказать, что мы работаем шаблонно. С каждой интернациональной семьей у нас идет индивидуальная работа с учетом государственных интересов, их правового статуса, семейного положения и других обстоятельств. Рассматриваются вопросы о предоставлении временного проживания, вида на жительство и так далее, - пояснил IslamNews начальник управления ФМС по Пензенской области Михаил Салмин. - Мы, в пределах своих компетенций и полномочий, через такой порядок стараемся решать человеческие судьбы. У нас уже есть многочисленные факты, когда к нам обращаются граждане Сирии, Афганистана и других государств, зарегистрированные в интернациональном браке. Возможно, что в связи с изменениями в законодательстве, после заключения российско- турецких двухсторонних соглашений о безвизовом режиме, появится какой-то нормативный документ, четко регламентирующий нашу работу с гражданами, включая категорию лиц, вступивших в интернациональные браки.
Ладно бы я приглашала друзей из Франции или США, чтобы показать им Пензу. Тогда бы я еще поняла. Но я приглашаю своего законного мужа и отца дочери! Неужели в российском законодательстве нет никаких разграничений между мужем и друзьями, или каких-то послаблений для семей, находящихся в интернациональном браке? Когда моя девочка Алиса просыпается, то первым делом спрашивает: А где папа? И как ей все объяснить, я не знаю, - плачет Светлана.
Александр БАХМУТОВ,IslamNews.