Маленький деревянный домик в крошечной польской деревушке выглядит также как и любое другое культовое сооружение в сельской местности этой страны. Однако три полумесяца свидетельствуют о том, что это мечеть – редкое явление в католической стране с населением 38,5 миллионов человек.
В деревне Кружиняны живут 160 человек, среди них – потомки татар, поселившихся здесь триста лет назад.
В этой деревне, расположенной недалеко от белорусской границы, в рамках своего официального визита в Польшу недавно побывал британский принц Чарльз.
Хотя мечеть не имеет минарета, здесь вряд ли нужен муэдзин, так как в Кружинянах по соседству с католиками и православными сейчас живут только четыре мусульманских семьи.
В конце Второй мировой войны здесь жили почти 300 татар. Но, хотя с годами община сильно уменьшилась, так как молодежь не хочет оставаться в деревне, Кружиняны по-прежнему являются духовным центром для пяти тысяч татар, живущих в Польше.
«Мы потомки татар из Казани, которые остались там жить со времен Золотой Орды», рассказывает местный житель Мустафа Ясински. В свои 99 лет он является старейшиной общины и имамом мечети в Бялыстоке, городе, который находится в 40 километрах от Кружинян. Именно здесь проживает большинство польских татар.
По пятницам Мустафа Ясински возглавляет молитву в исламском центре – бывшей библиотеке Бялыстока. Проповедь читают на польском, мужчины и женщины молятся в разных частях мечети, разделенных занавесом.
Семидесятилетняя Лила Смольска, одна из прихожанок мечети, говорит: «В душе я молюсь на польском, а молитвы читаю на арабском – языке, которому научили нас деды».
После намаза женщина угощает прихожан халвой, приготовленной по рецепту ее бабушки.
Татары живут в Польше как минимум с 14 века. Местные правители пригласили их служить в своей армии из-за их репутации бесстрашных воинов, «родившихся в седле».
В 1679 году польский король Ян Собески, не имея денег, чтобы платить татарским войскам, жаловал им земли, в том числе, в районе Кружинян.
Старейшая могила на кладбище этой деревни датируется 1699 годом, на надгробии сохранились надписи на арабском языке.
Татарский язык относится к тюркской группе, однако из-за ассимиляции татар постепенно основным языком мусульманской общины стал польский.
«Татары женились на полячках, но их дети были мусульманами, которые придерживались татарских обычаев», рассказывает кладбищенский сторож Джемил Гембицки.
По материалам "Ислам для всех"