Россия впитывает британскую моду на все халяльное, то есть разрешенное Кораном. В Соединенном Королевстве, где проживает всего два миллиона мусульман, халяльную продукцию — речь идет о еде — систематически покупают уже 6 миллионов человек, то есть примерно каждый десятый.
Сколько потребителей халяля в России, пока не считали. Но судя по тому, с какой скоростью открываются специализированные магазины, в ресторанах вводят спецменю, а в Интернете растет число клиентов социальной сети под названием «В исламе», движение приобретет большой размах.
Корреспондент НТВ Николай Захаров изучил новый тренд.
У строителя Алексея каждый поход за продуктами, как урок арабского. Слово «халяль» он узнал в магазине у мечети и теперь предпочитает его супермаркету возле дома.
Корреспондент: «По религиозным убеждениям или из-за качества?»
Алексей Богдан, строитель: «Из-за качества. Каждый день прихожу сюда и покупаю. У них всегда свежее мясо».
Слово «халяль» означает «позволенный», то есть разрешенный нормами ислама. Естественно, никакой свинины, деликатесов из крови (колбасы, например), а животные должны быть правильно забиты.
Жофар Азизбаев, уполномоченный по развитию стандарта «халяль» Совета муфтиев России: «Здесь никаких шаманских плясок нет вокруг мяса. Это обыкновенное произнесение молитвы, как у любого верующего человека».
Сделано с молитвой или нет — иногда главное отличие нехаляльного товара от халяльного. Последний из-за этого стоит дороже. Создать отдел «халяль» теперь считает нужным каждый супермаркет. Для покупателей-немусульман это как увлечение экологически чистыми продуктами. В Казани пошли, точнее, поехали еще дальше, сделав халяльное такси, водители которого никогда не включат музыку в стиле шансон.
Халяль в России — больше, чем халяль. Сейчас это, похоже, становится такой модной тенденцией. Одни японский ресторан в центре Москвы изначально создавался, как традиционный — здесь было саке и блюда из свинины. Но потом в зале запретили курить, из меню исчезла винная карта. Рецепты изменили так, чтоб из блюд исчез алкоголь. Теперь это — халяльное с точки зрения Корана заведение. Ведь суши и сашими священная книга мусульман не запрещает. А там, где был бар, теперь сделали молельную комнату. Правда, выручка, значительная часть которой составляла продажа алкоголя, стала меньше.
Абубакар Бекмурзиев, предприниматель: «Я думаю, что это — бизнес, все-таки в будущем это будет бизнес. Чуть-чуть не так много доходов, как хотелось бы, но это — нормальный бизнес».
В мире этот бизнес позволил Лейле Мэнди сколотить многомиллионное состояние. Она выпускает косметику, отвечающую требованиям Корана. В России все только начинается.
Халяльная социальная сеть «В исламе» от аналогов отличается тем, что нельзя выкладывать фото в купальнике. Пользователей — чуть больше двух тысяч. К примеру, созвучный сайт насчитывает почти 83 миллиона.
Мало того, чтоб продукция была изготовлена по исламским канонам. Чтобы на товар разрешили ставить особый значок, нужно заплатить. Правда, даже в специальном комитете признают: каждая третья колбаса с надписью «халяль» — подделка, а среди фарша и полуфабрикатов их больше половины.
Динар Садыков, заместитель руководителя комитета по стандарту «халяль» при духовной управлении мусульман Республики Татарстан: «На рынках, например, если брать само мясо, мясо птицы, то в большинстве продается под халяль. Откуда оно пришло, невозможно понять».
Зато можно проверить. В Казани разработали экспресс тест для определения чистоты продукта. Одна полоска — нет свинины, две — есть. Например, у фарша, купленного на рынке — позитивный результат. Правда, в широкой продаже этого теста пока нет. Зато в магазинах можно найти газировку со значком «Халяль». Ведь по Корану, что не запрещено, то разрешено.
Николай Захаров