На президентских выборах в Египте появился неожиданный кандидат, которого одновременно поддержали и Высший военный совет, и исламисты из движения «Братья-мусульмане».
Им станет нынешний глава Лиги арабских государств аль-Араби, ранее ни разу не заявлявший о своих президентских амбициях.
Между египетскими военными и самым влиятельным политическим движением страны «Братья-мусульмане» достигнута договоренность о поддержке единого кандидата на предстоящих президентских выборах – об этом сообщает проправительственная газета Al Ahram со ссылкой на хорошо информированные источники. По данным издания, им станет действующий генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби.
В последние несколько недель военные и «Братья-мусульмане» проводили активные закрытые консультации, в результате которых пришли к выводу, что аль-Араби может стать кандидатом, который устраивает всех.
Сам нынешний глава ЛАГ пока ни разу не сказал о своем желании участвовать в президентских выборах. По данным источников Al Ahram, близких к главе ЛАГ, аль-Араби не хочет вступать в гонку. По другим сведениям, он может согласиться на это предложение, если пост президента будет рассматриваться как временный на переходный период в один-два года.
Одной из целей соглашения между военными и исламистам является исключение из президентской гонки экс-главы ЛАГ Амра Муссы и одного из экс-лидеров «Братьев-мусульман» Абдель Монейм Абуль Фотоха.
Эти два кандидата считаются фаворитами. По данным независимых опросов, сейчас наиболее высокий рейтинг имеет именно Амр Мусса, уточняет египетская газета. Но некоторым членам Высшего военного совета не нравится «гипертрофированное чувство собственного достоинства» экс-генсека ЛАГ, уточняют источники. Мусса на протяжении десяти лет возглавлял МИД Египта. Но экс-президент страны Хосни Мубарак, боявшийся усиления политического влияния своего министра, приложил все усилия, чтобы Мусса возглавил ЛАГ, что и произошло в 2001 году.
В свою очередь, «Братья-мусульмане» заинтересованы в снижении шансов Абдель Монейма. Доктор по образованию, на протяжении длительного периода во время правления Мубарака он находился в тюрьме. После революции один из лидеров исламистов заявил о намерении участвовать в президентских выборах, вопреки решению «Братьев-мусульман» не выдвигать собственных кандидатов на пост главы государства. Абдель Монейм достаточно популярен среди нового поколения исламистов, что беспокоит руководителей «Братьев-мусульман». «Члены «Братьев» из числа молодежи, которые видят в Абдель Монейме сильного кандидата в президенты от исламистов, могут быть отлучены от организации, если выражают ему поддержку», – отмечает один из молодых участников движения.
К удивлению руководителей «Братьев-мусульман», Абдель Монейм, исключенный из движения спустя месяц после того, как заявил о планах участвовать в президентских выборах, стал стремительно набирать популярность. Его политическая программа, направленная на достижение консенсуса в египетском обществе, получила поддержку не только исламистов, но даже христиан и части либералов.
По данным египетского национального телевидения, на которые ссылается РИА «Новости», одним из условий договоренностей стало то, что «Братья-мусульмане» пообещали военным не принимать в нижней палате парламента никаких резолюций об изменении условий выборов нового президента, сформулированных Высшим военным советом еще в прошлом году на референдуме.
«Братья-мусульмане», получившие на выборах 47% голосов в коалиции с салафитами из партии «Ан Нур», полностью контролируют нижнюю палату египетского парламента.
Кандидатура аль-Араби может свидетельствовать об усилении роли Саудовской Аравии и Катара в Египте, предполагает президент Института религии и политики арабист Александр Игнатенко.
«Это (возможная договоренность о выдвижении аль-Араби – «Газета.Ru») связано, по-видимому, с тем, что и на внутреннюю, и на внешнюю политику Египта все более активное влияние оказывают страны Аравийского полуострова через исламистов. Саудовская Аравия влияет через салафитов, Катар – через «Братьев-мусульман», – отмечает эксперт.
Игнатенко обращает внимание, что аль-Араби возглавляет ЛАГ, которая в своей деятельности в последнее время проводит политику в интересах стран Аравийского полуострова. «Хотя кандидатуру аль-Араби могут принять и американцы, которые хвалят ЛАГ при любом удобном случае», – отмечает эксперт. Высший военный совет, находящийся у власти, в силу сложной социально-экономической и политической ситуации в стране вынужден искать поддержки у исламистов, получивших большинство голосов на выборах в парламент. «Военные попадают в ловушку, договариваясь с исламистами, поскольку вынуждены прибегать к антизападной и антиамериканской риторике», – подчеркивает Игнатенко. Эксперт не исключает появления новых кандидатур на пост главы Египта. «Это могут быть разные кандидаты, но в той или иной степени они будут «аравийскими», – полагает эксперт.
Президентские выборы в Египте пройдут 30 июня 2012 года. О своем намерении принять в них участие помимо Амр Муссы и Абдель Монейма заявил ряд других кандидатов, самым известным из которых стал экс-глава МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии мира Мохаммед аль-Барадеи.
Сергей Смирнов
Газета.ру