Жители британского Бирмингема давно привыкли к таким формам предвыборной агитации как митинги, сопровождающиеся барабанным боем и выкриками в громкоговорители. Однако на этот раз в центре событий оказалась женщина-мусульманка Сальма Якуб (Salma Yaqoob), которая, как и многие ее коллеги, которые баллотируются в парламент, по общему признанию совершила «тихую революцию» в своей общине.
Сальма Якуб – самая известная мусульманка в общественной жизни Британии. Женщина носит хиджаб и является кандидатом от маленькой и раздробленной Партии Уважения (Respect party).
На некоторых улицах избирательного округа Холл Грин плакаты с ее изображением можно увидеть чуть ли не в каждом окне. Уступив с незначительным перевесом своему противнику на выборах в 2005, Сальма Якуб продолжала упорно работать, завоевывая доверие избирателей: пошла на работу советником муниципалитета, неоднократно появлялась в передачах телеканала ВВС.
Якуб принадлежит к группе женщин, которой досталась историческая миссия: одна из них может стать первой в стране женщиной-депутатом мусульманского вероисповедания. От других парламентских округов Бирмингема на депутатское кресло также претендуют Шабана Махмуд (Shabana Mahmood), Ясмин Кереши (Yasmin Qureshi) и Рушанара Али (Rushanara Ali) – от партии Лейбористов.
Безусловно, все они совершают маленький переворот в своих общинах, в своей предвыборной борьбе делая ставку, в первую очередь, на мусульманок, которые даже не всегда говорят по-английски и еще каких-то пять лет назад – во время предыдущих выборов – не решались выйти с женской половины дома, когда у двери стучались агитаторы или кандидаты.
Чем же привлекают мусульманские кандидатки избирателей? Якуб считает, что, хотя речь идет об общенациональных выборах, из-за кризиса людей волнуют, в первую очередь, вопросы «домашнего» масштаба – рабочие места, проблемы образования, антиобщественное поведение, работа полиции, условия аренды жилья.
Война в Ираке и Афганистане, ставшие «козырями» политиков в 2005 году, вряд ли являются самыми актуальными темами накануне нынешних выборов.
Однако никто из кандидаток не ждет легкой победы, вопреки предположениям, что поддержка местных мусульман им гарантирована. Например, говорит Якуб, нужно быть особенно осмотрительными, когда речь идет о религиозных чувствах общины – достаточно консервативной в своих взглядах.
«В мой адрес уже звучали угрозы и критика за то, что я поддерживаю геев – потому что я заняла однозначно антидискриминационную позицию. Также раздавались заявления, что голосовать за женщину – харам. Меня обвиняли в бесстыдстве, моего мужа спрашивали, почему он разрешает мне выступать на публике. Так что, еще предстоит серьезная борьба».
Якуб осознает, что бросает вызов традиционной политической культуре ислама – не только потому что она женщина, но потому что она не боится говорить то, что думает.
Тем временем, предвыборная агитация продолжается. Избирательницы-мусульманки не скрывают гордости за своих сестер по вере, которые готовы представлять их интересы в парламенте.
«Мое поколение жило более традиционной жизнью, наши мужья говорили за кого нам голосовать. Но у моих дочерей все совершенно иначе», - говорит через переводчика участница одной из предвыборных встреч кандидаток с избирателями Максуд Биби (Maqsood Bibi).
«Это хорошо, что женщины идут вперед, и в политике будут не только мужчины. Как мусульманка я верю, что Аллах дал нам, женщинам, те же права, что и мужчинам. Так почему женщина не может быть членом парламента?»
Другая сторонница Якуб выразилась еще более прямо: «В моем поколении женщины часто даже не умеют читать и писать. Нам нужны женщины, которые имеют власть и смогут поддержать таких, как мы».
guardian.co.uk (перевод "Ислам для всех")