Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Как мы проведём Рамадан?

Дата: 09.08.2010 Версия для печати
Как мы проведём Рамадан?

Светские люди вокруг нас говорят: как встретишь Новый год – так и проживёшь! А ещё иные говорят: нет, вот как встретишь свой день рождения – таким и будет предстоящий год. И стараются изо всех сил превзойти сами себя и тратят последние средства на эти «торжества».

Но мусульмане могут с гораздо большими основаниями сказать, что Рамадан и есть начало, с каким человек проводит следующий год. Во-первых, для верующего никакие собственные «заклинания-угощения» ничего в жизни не улучшат – ибо на всё воля Аллаха: Инша Аллах! Во-вторых, все испытания, которые мы берём на себя во время поста, нужны не Всевышнему – а нам самим. Всё в сумме для нас – это средство приближения к Аллаху.

Итак, давайте чуть задержимся на пороге Священного месяца и порассуждаем: как его лучше провести? Для себя лично. В нашем Отечестве. В ближайшем окружении.

Усилие, тяжёлое для тебя – но для всех невидимое

Сегодня на прилавках книжных магазинов, и особенно в киосках при мечетях, без труда можно сыскать книги или брошюры о Священном месяце Рамадан. Узнать историю традиции: как, когда и почему появилась практика столь сурового для стороннего наблюдателя поста (не есть и не пить ничего в течение светового дня!), которая так поражает немусульман. Уточнить, что это вовсе не медицинское «очищение организма»: да, такой чисто физиологический результат сопровождает пост, но вовсе не является его целью и сутью.

В конце концов, можно пойти к специалисту-медику и он под своим наблюдением проведёт вас через голодание, прочищение тех или иных органов, даст самые современные медицинские рекомендации и грамотно выведет в обычный режим… Всё замечательно! Но никакой врач не затронет главного, что происходит параллельно, на фоне физического поста тела – он не вхож в двери духа. А это сфера, где мы обращаемся и взаимодействуем с Самим Аллахом.

Главное же в Рамадане – именно дух. Мы знаем, что в течение этого месяца Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) был свыше низведён Коран. И это для нас, мусульман – центральное событие года в целом, всей жизни человечества в целом! Потому Рамадан это прежде всего Праздник. И потрясающе, что длится он на один, не три дня – а целый месяц. Это время наслаждения – в чём наслаждения? – в приёме Божественных слов Корана. Здесь важно, чтобы это наслаждение разлилось равномерно сразу по трём уровням.

Первое: для каждого лично, потому что традиция-сунна предлагает каждому, независимо от возраста, образования и занятости своими текущими делами, заново и полностью перечитать Коран! Не для показа, не для отчёта – только для себя лично.

Второе: как хорошо, когда гармонические речитативы Корана разливаются в эти дни буквально в воздухе вашего села, вашего города, нашей страны, когда своим искусством высокоточного и проникновенно-мистического чтения Корана (таджуида) делятся с нами хафизы (или кари, как часто именуют помнящих Коран наизусть)! А вот эта волна пусть будет исполнена не тайно, а напоказ – во всеуслышание. Ранее это было не так эффектно, как в наше время с его техникой. Теперь же у нас в распоряжении и ТВ, и Интернет, и звуковая аппаратура, способная оглушать стадионы… Но зачем оглушать? Всякое изобретение человека можно применить и во вред, и с пользой.

Третье: и не менее значимое, это - как прозвучит Коран в нашем ближайшем окружении? Ведь бывает и так: человек сосредоточен на личной духовной практике, усерден в посте, чтении и молитве, заботится о садака и особенно о закяте – но вот среди своих близких «стесняется» почитать Коран, рассказать новичкам или немусульманам о деталях проведения Рамадана. Такой человек, несомненно, очень полезно трудится… но лишь для себя. А разве этого хочет от нас Создатель? Нет, Он собрал нас по единицам в умму – сообщество. И на нас возложил обязанность взращивать дух братства, помогать друг другу…

А как это делается, само собой что ли? Или «профессионалами от религии»? Нет, Ислам это не организация, собранная имамами, «чалмоносцами», «профессионалами от религии». Мусульмане сами всё делают своими руками (в скобках замечу очевидное, что имамов выбирают, да и то – следят, чтобы соответствовали своему назначению).

Но что конкретно значит Рамадан в ближайшем окружении? Сунна даёт нам форму: это ифтары, во время которых следует не только утолять голод, но вместе совершать намаз, дополнительные молитвы поста, читать и разъяснять Коран. Это помощь нуждающимся – здесь тоже существует множество форм (как, что и кому, открыто или потаённо лишь пред Аллахом).

Итак, традиции Рамадана многообразны и польза от них резонансом отдаётся во многих сферах жизни. Обо всём кратко не скажешь – изучением Рамадана и его обычаев занимаются учёные и тратят на это многие годы… Но перед вступлением в пост давайте ещё и ещё раз повторять себе слова нашего Пророка, настолько они точны и верно настраивают, формируют наш ният: «Аллах, Всемогущ Он и Велик, гласил: «Всякое деяние сын Адамов вершит для себя, кроме поста, ибо он вершится для Меня. И Я Сам воздам за него, ведь ради меня он оставлял вожделения и еду».

И ещё по теме слова имама Али (да благословит его Аллах!): «Не поступайте ради того, чтобы вас увидели или услышали. Истинно, кто творит не для Аллаха, его Аллах препоручит тем, для кого он творил».

Особенно трудно в дни засухи и жары… да ещё этот кризис!

Да, время поста в этом году выпало и нам, и во многих странах мира, нелёгкое – экстремальная жара, пожары, нехватка свежего воздуха... Нужно с ещё большей верой в провидение Всевышнего, самыми сильными и яркими словами ободрить, поддержать тех, кому предстоит пост в непростых климатических условиях этого года. А что скажем тем, кто захочет сравнить эту ситуацию с совершением умры во время поста, что тоже очень сложно, по сравнению с теми, кто сидит в уютной квартире или офисе? Одним словом – Аллах даёт в этом году как бы двойное испытание. Сосредоточимся, поразмышляем – чья воля стоит за этими переменами? – и обретём «салам», то есть «полную покорность, доверие и доверчивость» к воле нашего Создателя. Трудно? – да. Возможно? – да, да и да!

То же самое сажем и о финансах. Выплата закята за год – священный обычай в последние дни Рамадана. А на дворе – мировой финансовый кризис. Денег (свободных тем более!) у всех стало меньше… А закят не ждёт. Аллах с нас спросит. Трудно? – да. Возможно? – да, да и да!

Рамадан на экранах и улицах

Как быстро летит время и всё меняется! На днях, разговаривая со студенткой Московского университета, я обнаружил, что многие реалии, которые впитались в меня с детства, она или не понимает, или что-то и где-то о них читала… Например, что такое дефицит в магазинах? Как это так можно зайти в магазин и не выбирать из десятков товаров… Что такое политзанятия в школе и в вузе, роль КПСС, международная пролетарская солидарность, кто такой Андропов… Неужели раньше все газеты писали одно и тоже - и нельзя было критиковать правительство? И так далее. «Вот как на глазах изменилась жизнь в России! – подумал я. – Теперь всё «советское», все детали жизни 20 лет назад надо уже объяснять с помощью учебников. И не всегда быстро найдёшь нужные слова».

Но вот некоторые явления до сих пор, стоят, как замороженные. А ведь лет через десять, уверен, нас спросят дети: а разве по телевидению в дни Рамадана не шли прекрасные фильмы, беседы и передачи о Коране? Разве не висели на шоссе крупные баннеры с каллиграфией и текстами по-русски с коранической мудростью, не лились вокруг переливы хафизов?.. И тогда никто уже не вспомнит, что был такой временный перекос в общественной жизни, когда по Конституции все веры равны, но публично и на общественно-государственном уровне отмечались праздники лишь одной из традиций. Страна-то по истории своей – имперская, многосоставная, поликонфессиональная… это как автомобиль: попробуй поехать, если все детали записаны, а на самом деле часть из них осталась на складе…

Рамадан, конечно же, не время для политико-пиаровских акций. Суть его духовна. И хочется также – в глубине – провести его. Но нельзя не заметить, что у нас в последние годы руководство страны обычно поздравляет мусульман с Праздником разговения - ну так уж сложилось - в отличие, например, от США, где президент (будь то Буш, или Обама) поздравляет с началом Рамадана.

В чем здесь тонкость? Вот две картинки для размышлений. В Екатеринбурге уже не первый год Консул США принимает местную светскую и религиозную элиту… на ифтар во время Рамадана. Это продуманная акция по сближению позиций, площадка для обмена мнениями, одним словом – культурно оформленная дипломатическая площадка. В основе лежит опыт ифтаров в Белом доме в Вашингтоне. А вот ещё – пятидесятники России уже приучили московскую элиту участвовать в своих Молитвенных завтраках, причём, общероссийского масштаба. И это тоже – дипломатическая площадка, для чего? – для решения вопросов протестантов страны.

Какой напрашивается вывод? Не надо поднимать шум в случае отсутствия соответствующего поздравления Медведева и Путина. И всё же – если всё-таки поздравят и с началом Рамадана, то мусульманам от этого будет только приятнее… Тут ведь за державу обидно: сравним те же США и Россию в отношении Ислама. Мы в исламские страны войска не посылали (США оккупируют Ирак и Афганистан), у нас исламского населения больше, чем во многих традиционно мусульманских странах (всё-таки 20 миллионов не шутка!), РФ уже не первый год имеет статус «наблюдателя ОИК – Организации Исламская Конференция».

Думается, причина неадекватно малой государственной и общественной поддержки исламской культуры, в частности, проведения Рамадана, как в атеистическом прошлом, всё ещё цепляющимся за новые поколения, и в незрелости уммы России, точнее, её правящей верхушки (слабое правосознание, низкое образование, бескультурье). Но всё это – преодолимо. И ещё раз скажу: наши дети уже лет через десять будут допрашивать нас: а неужели так было?

Будущее начинается сегодня

И всё же приметы нашего времени дают основания для оптимизма. Культура проведения и празднования Рамадана выходит за стены мечетей и медресе, становится зримым общественным явлением, укрепляющим гражданское общество. Всех примеров, боюсь, кратко не перечесть. В целом можно констатировать, что у нас в Москве и всё чаще и шире в разных регионах проводятся при поддержке местных и федеральных властей замечательные мероприятия, такие, как «Шатёр Рамадана» на Поклонной горе, коллективные ифтары и Праздник разговения, и на них приходят не только сами правоверные, но и немусульмане, светские журналисты, присутствуют и выступают (что очень важно!) политики и чиновники различных уровней. Если же где-то кто-то и не проводит подобного (особенно в местах плотного мусульманского проживания), то это только говорит о «компетентности» руководителей мусульман той или иной местности, и о такой же «компетентности» светских руководителей.

Сейчас в Интернете можно найти сведения об акциях Рамадана, где гармонично сочетаются интересы углубления веры с социальными интересами уммы, гражданского общества и государства. Подобный, прямо скажу, отличный пример описал корреспондент IslamNews – он в прошлом году вывел на живой и прямой разговор столь крупного политика, как Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. Член Совбеза РФ, знаток Кавказа поделился своими мыслями, почему слабо развиваются связи исламского мира и России, о собственном отношении к исламской банковской системе и о том, кто такие – «исламские террористы». Причём, беседа прошла в «Шатре Рамадана» на Поклонной горе в Москве во время ифтара. Читать это интервью актуально и через год.

Другой пример – Ассоциация общественных объединений «Собрание» ежегодно проводит ифтары и Праздник разговения при поддержке префектуры и управ Юго-восточного округа Москвы. В прошлом году такое мероприятие прошло в кафе. Можно приводить и другие примеры.

…Россия объективно вовлечена в глобализацию. Но в некоторых сферах мы по-прежнему инертны. Культура проведения Рамадана, увы, отстаёт от мирового опыта. А что нам мешает также применить его (этот мировой опыт) на благо наших народов и к процветанию нашей страны?

Почему в перестроечное время сначала в Москве, а потом в иных местах появился, развился (и закрепился!) Праздник святого Патрика – католического покровителя Ирландии? То же скажем про День святого Валентина, Хэллоуин и многие иные новации? Увлечение Западом как «глотком свободы», «сиюминутная мода»? Объясняйте как хотите – но у народов нашей страны есть немало собственных, прекрасных, но полузабытых праздников. Почему нам их не воссоздать в новых условиях? Среди тюркских народов страны набирает силу опыт проведение Сабантуя (праздник плуга и первой борозды), среди иранских – Новруз (новый год по древнеарийскому солнечному календарю), среди славян – Масленица… А Рамадан по-прежнему как бы в тени.

Вспоминаю первые впечатления в дни Рамадана в Тегеране в 2000 году. Главные выставочные залы столицы отданы под Международный фестиваль Корана и каллиграфии, сотни стран-участниц, визит и выступление Президента, ежедневные концерты духовной музыки (мунаджаты, нашиды), конкурсы чтецов Корана (от детскосадовников до маститых хафизов), по всей стране – выставки детского рисунка на темы веры и истории Отечества… Сколько друзей со всего мира в эти дни собирает Иран, сколько контактов завязывает и усиливает! Наконец, какой за всем этим стоит бизнес – послушайте, коммерсанты России!

Остановлюсь вкратце именно на бизнес-аспекте. Туризм получает мощный толчок как внутри страны, так и из-за рубежа. На ярмарках – бум продаж, столь естественный во всём мире в дни религиозных праздников. Значительное число услуг и товаров готовятся весь год именно под Рамадан. Если участвует и государство – бизнес получает поддержку и инвестиции от него. С точки зрения сугубо экономической – это прекрасный стимул. Стабильный, ежегодный, массовый.

Приводя в пример Тегеран, вовсе не агитирую за копирование иранского опыта. Во-первых, мне довелось видеть подобное, в иных формах и в Египте, и в Марокко, в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте… Во-вторых, «нас там ждут» – в прямом смысле слова, удивлены, почему российский бизнес, культура, исламские организации до сих пор незаметны на общих праздниках? Это огромный, неосвоенный россиянами рынок.

Третье: каждый народ в Исламе сохраняет свой адат (свою культурную неповторимость) и тем интересен для других. А у нас в РФ – десятки адатов! Раскрути их, и получишь свою нишу на мировом рынке, да и к себе гостей назовёшь. Более того, в России может быть даже внутренняя конкуренция. Кто сказал, что только Казань, или Грозный, или Махачкала представляют мусульман страны? А почему не Москва, где мусульман больше, чем в любом из перечисленных городов? А почему не Югра или иные нефтегазовые регионы, где рабочий костяк – мусульмане? Плюс ещё - миграция из Средней Азии и с Кавказа заваривает небывалую ранее национально-конфессиональную палитру практически во всех регионах страны.

Последнее по теме: Ислам никогда не был против праздников и против коммерции во время праздников. При соблюдении Шариата и законодательства конкретной страны, Рамадан может стать многоуровневым делом. Как для личного углубления веры и очищения души, так и для налаживания добрососедства с инаковерующими, с обществом в целом и государством. Как для развлечений и отдыха с религиозным содержанием, так и для поправки физического здоровья. Как для выстраивания твёрдых партнёрских отношений уммы с государством, так и для успешного бизнеса.

И ничто из перечисленного не важнее другого. Аллах поставил человека «халифом», то есть «управителем, хозяином жизни» на земле. Человек живёт в целостном мире и ответит за всё целостно, не по частям. Как за свой внутренний мир (салам в душе), так и за общество (салам для ближних), за государство, которому присягнул (договор), за умму, нитью которой стал (салам для братьев).

…Всем вам, уважаемые халифы-муслимы, желаю бараката от Всевышнего, дабы пост этого Рамадана был принят Им и принёс вам успехи как в ближней жизни, так и в Ахирате! Амин.

Джаннат Сергей Маркус

IslamNews


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф