Большое количество возмущенных статей и записей в блогах появилось в дни праздника Ид уль-Фитр (Ураза Байрам) по поводу «проблем», которые создали мусульмане Москвы и Санкт-Петербурга своим посещением мечетей и других мест поклонения. В вину мусульманам ...
Петербургская «Фонтанка.ру» разразилась статьей с глумливым названием «Вы еще не празднуете Ураза-Байрам? Тогда мы идем к вам!», и таким же провокационно-насмешливым соцопросом, участникам которого предлагалось ответить на вопрос: «Заметили ли вы, что с каждым годом в Петербурге все шире празднуются мусульманские праздники?». Результаты данного опроса, естественно, были заранее прогнозируемы.
Несмотря на то, что формально в тексте упомянутой статьи не содержалось каких-либо открытых проявлений ксенофобии, раздражение автора читается между строк. Образы подобраны соответствующие, чтобы читатель быстро определился с симпатиями и антипатиями - плачущая от слишком громкой молитвы на ступеньках лестницы пенсионерка-блокадница и надменные чужаки, нарушающие покой и тишину городских граждан.
Получается, что виной всему происходящему «безобразию» являются сами мусульмане, якобы, вероломно занимающие питерские дворики и мешающие жителям спать из-за «совершения своих средневековых обрядов»...
Пожалуй, особое отношение «фонтанки» к Исламу приобретает навязчивые формы. Такой же скандал был раздут питерскими СМИ весной, когда во время праздника Курбан-Байрам в районе Апраксина двора были зарезаны жертвенные бараны. Газеты пестрили сообщениями о том, что «в центре Петербурга мусульмане совершают кровавые убийства», вызывая у простых граждан ассоциации чуть ли не человеческих жертвоприношений возле Медного Всадника или Эрмитажа.
Всякий петербуржец знает, что из себя представляет Апраксин двор. Это грязный «центр» города, который уже много лет является обычным рынком с не самой положительной репутацией, где работают выходцы преимущественно из азиатских стран. Но стоило на этом рынке зарезать барана, как некоторые «патриотичные» горожане из ЗАКСа бросились защищать честь города (вместо того, чтобы уже давно привести грязную «Апрашку» в порядок). Возникает вопрос: почему ежегодные жертвоприношения были замечены политиканами и газетчиками только в 2009 г., хотя осуществлялись в том же «центре города» даже в советские времена?
Известно, что ажиотаж вокруг тех или иных событий и явлений формируется самими СМИ. Но и СМИ чаще всего выполняют заказ определенных кругов и лиц.
Мусульмане не в прошлом году появились в Петербурге, а во время его основания в 1703 г. Но особое внимание к их деятельности проявляется именно в последние годы. В дополнение к журналистской активности следует сказать об участившихся в последние два года «рейдах» правоохранительных органов по исламским центрам, воскресным школам и молельным комнатам, что говорит уже не о злом умысле отдельных журналистов-исламофобов, а целенаправленной политике сверху.
События вокруг жертвоприношения вскрыли главную, на мой взгляд, проблему взаимоотношений власти и мусульман. В отчете комиссии, расследовавшей «публичную резню баранов» было сказано, что в Апраксином дворе не зарегистрировано каких-либо религиозных организаций, т.е. место для жертвоприношения выбрано спонтанно. Хотя известно, что в районе Апрашки существует несколько исламских центров и молельных комнат со своими имамами. То есть, для властей их не существует, раз на бумаге они не зарегистрированы. Но пора бы уже понять, что полноценный контакт с мусульманскими общинами следует осуществлять не через мечеть и «казеного имама», а через реальные общественные организации, состоящие из авторитетных религиозных и общественных деятелей. Тогда не будет никаких конфузов с «убийствами в центре города», а особо чувствительных горожан можно будет отгородить от нежелательных сцен.
Но большинство мусульманских объединений и организаций даже не надеются на полноценный контакт с властями. И если кто-то к ним и обратится, то это будут правоохранительные органы с очередным обыском. Очевидно, что власти Петербурга не хотят обращать внимание на имеющие место проблемы и предпочитают «спустить пар» через СМИ, сваливая всю вину на верующих. Дескать, «не надо никому мешать, и вообще не надо быть слишком верующими — движение загораживать, свои праздники так широко праздновать»...
Ведь достаточно очевидно, что мусульмане выбирают трамвайные пути или петербургские дворики для совершения праздничной молитвы вовсе не из-за желания навредить окружающим. Выходя ранним утром из дома, мусульмане хотят совершить коллективную молитву там, где это и положено — в мечети! Почему-то авторы обличительных памфлетов ни слова не говорят о том, что две петербургские мечети просто не вмещают всех желающих, которым не остается ничего другого, как молиться на улице. И если речь идет о «специальных» местах, на которые указывают всякие городские комиссии, разбирающие то или иное возмутившее их событие, то начинать нужно именно с создания этих самых специальных мест.
Забота о гражданах всех конфессий— это не толпы омоновцев с дубинками, охраняющих места праздников (что куда более унизительно для культурной столицы) или показушные акции, посвященные толерантности, а сложная систематическая работа с лидерами религиозных общин, создание условий для нормальной религиозной жизни всех горожан. Если будут специальные закрытые места для поклонения, то мусульмане с удовольствием предпочтут их, а не лужи и сугробы города на Неве.
Умяр Галиев, "Ислам.ру