Эксперты полагают, что в Сирии начинает разгораться полномасштабная гражданская война ...
В Сирии продолжаются столкновения противников президента Башара Асада с армией, а также со сторонниками власти. В последней стычке произошедшей в городе Хомс, погибли по меньшей мере 30 человек. Столкновения произошли между поддерживающими Башара Асада алавитами и оппозиционно настроенными суннитами.
Некоторые эксперты говорят, что в Сирии ситуация развивается по сценарию африканских революций, однако последние данные свидетельствуют, что в стране, подобно Ливии, начинает разгораться полномасштабная гражданская война.
Поводами для столкновений между алавитами и суннитами в Хомсе стало недавнее похищение и убийство трех сторонников правящего режима. Закрытость Сирии последние месяцы, невозможность международных правозащитных и гуманитарных организаций вмешаться в ситуацию и потребовать от правящего режима остановить кровопролитие, жестокие подавления выступлений оппозиции со стороны Дамаска - все это приводит к тому, что в стране, которая еще несколько лет назад считалась одной из самых стабильных на Ближнем Востоке, нарастает насилие. Вполне логично, что оно выливается на улицы.
Говоря о Хомсе, следует напомнить, что первоначально противоборствующие стороны забрасывали друг друга камнями, однако впоследствии начали применять огнестрельное оружие. Сирийские силы безопасности, находившиеся в городе, как сообщили правозащитники, не предприняли никаких мер для предотвращения бойни. И этому есть логическое объяснение. Провокации, как считают эксперты, выгодны в первую очередь противникам сирийской революции, так как могут трансформировать ее в полноценную гражданскую войну.
Массовые выступления с требованиями отставки президента страны Башара Асада и проведения демократических реформ продолжаются в Сирии с апреля 2011 года. И все попытки официального Дамаска остановить развитие этой ситуации пока не увенчались успехом. Развитие пошло по пути эскалации насилия. Однако пока говорить о гражданской войне рано, считает военный обозреватель из Израиля Давид Шарп:
"Не исключено скатывание к гражданской войне, но на данный момент для этого необходимо соблюдение ряда условий. Или, чтобы произошли некоторые изменения в ситуации. Например, полный крах властной системы в Сирии или переход значительного количества воинских частей на сторону оппозиции. На данный момент этого не наблюдается".
Впрочем, уверены в Израиле, режим Башара Асада обречен. И тут возникает вопрос: а не станет ли падение нынешнего Дамаска пусковым крючком к началу не просто гражданской, а религиозной если не войны, то конфликта. Сирийской руководство в большинстве - мусульмане-алавиты. В то время как большинство жителей страны сунниты. Именно они требуют социальной справедливости.
Впрочем, пока говорить о единой оппозиции в Сирии, объединенной по религиозному или какому-то иному признаку пока не приходится, считает эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко:
"Оппозиция раздробленная, состоящая из различных группировок, идеологически и политически разнонаправленных. Я в данном случае имею в виду либералов и исламистов. Эта исламистско-либеральная парадигма невозможна, потому что они в принципе не могут уживаться друг с другом, если не считать тактических целей, которыми является само свержение режима".
Кроме того, отметил эксперт, у сирийской оппозиции нет никакого координирующего центра. Созданное в Стамбуле альтернативное сирийское правительство по сути пока вторым центром силы не является. А раз нет второго центра, значит, нет противоборствующих лагерей. Впрочем, ситуация в Сирии настолько шаткая, что в любой момент может качнуться в сторону гражданской войны.
Конечно, сирийская революция не перерастет в подобие того, что происходит в Ливии. Хотя ряд аналитиков и пытается сравнить две эти страны. И все же число жертв в Сирии с каждым днем увеличивается. Уже сейчас, по приблизительным оценкам, счет погибшим идет на тысячи. И необходимость остановить кровопролитие очевидна. Вот только предлагаемым ЕС и США давлением на Дамаск добиться этого не удастся. А значит нужна иная стратегия.
Андрей Грибанов «Голос России»