Визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву проходил на противоречивом фоне. Укрепляется сотрудничество в сфере экономики, и в то же время нарастают политические противоречия. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть более сложное положение дел в обеих сферах. Визит был рабочим и не принёс сколь-нибудь значимых заявлений или подписаний. Запутанный характер отношений Москвы и Анкары диктовал необходимость "сверки часов".
Экономика vs политика
На первый взгляд, отношения России и Турции характеризуются двойственностью. С одной стороны, укрепление экономических связей двух стран, выражающееся в совместных энергетических проектах, а также значительном росте товарооборота, позволяет говорить о выстраивании полноценных добрососедских отношений и взаимовыгодного партнёрства. Позитивная динамика особенно радует турецкую сторону, реализующую стратегию, называемую на официальном языке Анкары "нулевыми проблемами с соседями".
Однако в последнее время нарастают противоречия по политическим вопросам. Сирия – наиболее яркий тому пример. После инцидента со сбитым истребителем Турция стала самым радикальным из внешних игроков антиасадовской коалиции, затмив как Вашингтон с Парижем, так и Эр-Рияд с Дохой.
Россия же продолжает критиковать политику Запада в отношении сирийского конфликта, причём тем активнее, чем радикальнее она становится. Всё это не может не вносить существенное напряжение в отношения Москвы и Анкары. Показательно, что в преддверие визита Эрдогана в Москву министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обрушился с жёсткой критикой подхода коалиции стран Запада и монархий Персидского залива, поддерживающих одну из сторон конфликта.
Тем не менее, большинство наблюдателей оптимистично оценивают перспективы российско-турецких отношений, рассчитывая на то, что экономика, являясь ядром любых межгосударственных отношений, позволит сгладить политические противоречия.
Экономические вызовы
Но так ли безоблачно экономическое партнёрство Москвы и Анкары, каким оно позиционируется в обеих столицах? Действительно, вершина айсберга выглядит весьма привлекательной. Растёт товарооборот, расширяется сотрудничество в энергетической и оборонной сферах.
Турция является одним из главных потребителей российского газа, вот уже почти 10 лет поступающего к ней по газопроводу "Голубой поток". Также Турция окончательно согласовала прокладку стратегически важного для России газопровода "Южный поток" через свои территориальные воды – после того, как британская BP вбила последний гвоздь в крышку гроба проекта "Набукко", отказавшись быть для него основным источником.
Не стоит забывать и о сотрудничестве в сфере оборонной промышленности, где Турция, несмотря на своё членство в НАТО, уделяет большое внимание российскому рынку вооружений.
В то же время стоит отметить потенциально опасные пересечения интересов двух стран. Судя по внешнеполитической и внешнеэкономической активности Турции последнего десятилетия, её нынешнее умеренно-исламисткое руководство постепенно реализует стратегию регионального лидерства. Можно выделить три составляющих данной стратегии, ни одно из которых не внушает оптимизма по поводу перспектив укрепления российско-турецких отношений.
Первым направлением (без ранжирования по важности) является превращение Турции в крупного транзитёра южно-кавказских и центрально-азиатских углеводородов в Европу. В частности, незадолго до визита Эрдогана в Москву, турецкое руководство окончательно согласовало проект Трансанатолийского газопровода с мощностью 16 млрд. куб. м. в год с перспективой увеличить загрузку до 24 млрд. куб. м. в год. Планируется, что он будет транспортировать газ из азербайджанских месторождений через территории Грузии и Турции, до границы Турции с Болгарией и Грецией, откуда дальше пойдёт европейским потребителям.
В случае реализации проекта, он станет первым коридором транспортировки южно-кавказского газа в Европу в обход России. Показательно, что на церемонии подписания договора премьер Турции намекнул, что в дальнейшем не исключено соединение Трансанатолийского газопровода с Транскаспийским (транспортировка туркменского газа до газопроводов на Южном Кавказе), строительство которого тормозится из-за споров по поводу правового статуса Каспийского моря. Подобные заявления говорят о постепенном включении Турции в данный спор – разумеется, не на стороне России.
Таким образом, Турция, не препятствуя России в укреплении своих позиций на европейском энергетическом рынке за счёт создания более безопасной транзитной инфраструктуры ("Южный поток"), параллельно реализует собственные проекты.
Политические вызовы
Вторым направлением является пантюркизм – укрепление позиций в тюркоговорящих странах. В 1993 году Турция инициировала создание Организации дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин, объявив при этом себя "старшим братом" тюркских государств. Нетрудно заметить, что данное направление предполагает конкуренцию с Россией за часть постсоветского пространства, которое Москва считает зоной своего исключительного влияния.
Вероятно, задача расширения взаимодействия с тюркоговорящими странами Центральной Азии стала одной из причин интереса Турции к ШОС (на саммите в июне этого года Турция получила статус наблюдателя в этой организации). На данный момент большого прогресса в этом направлении достичь не удалось по причине того, что хорошее экономическое положение Азербайджана, Казахстана и Туркменистана позволяют им сохранять высокую автономию. Тем не менее, конкуренция за эти страны является ещё одним вызовом российско-турецким отношениям.
И третье направление - усиление своей роли в мире суннитского ислама. С целью улучшения имиджа Турции у "арабской улицы"', которая играет всё более значимую роль в политике стран Ближнего Востока, правящая умеренно-исламистская Партия справедливости и развития всё активнее заигрывает с политическим исламом в ущерб кемализму и политическим позициям армии. И хотя десятилетия светского правления и сохраняющаяся значимая роль армии являются гарантом от скатывания страны к исламизации, тем не менее, усиление исламского фактора в политике Турции повышает риски для российского Северного Кавказа.
Политико-экономические возможности
И всё же на отношения России и Турции следует смотреть с хоть и осторожным, но оптимизмом. Несмотря на решительные намерения Анкары превратиться в регионального лидера со свойственными ему политическими амбициями, затрагивающими российские интересы, это не означает возвращения отношений между соседями к временам русско-турецких войн (хотя даже тогда между Российской и Османской империями существовало широкое торгово-экономическое сотрудничество).
Во-первых, у этих отношений есть прочный экономический стержень (чего, по мнению многих экспертов, недостаёт отношениям России и США для того, чтобы окончательно справится с последствиями Холодной войны). Москва и Анкара обречены на сотрудничество в сфере энергетики. К тому же Турция высказывает намерения построить АЭС, где потребуется опыт и технологии российских атомщиков. К тому же модернизация турецкой армии, что также вписывается в стратегию регионального лидерства, будет способствовать развитию торговых отношений с Москвой в сфере вооружений.
Во-вторых, Россия и Турция имеют совпадающие интересы по многим международным проблемам. Наиболее актуальный пример – Иран. Турция как и Россия заинтересована в мирном характере решения данной проблемы. Анкару и Тегеран, несмотря на региональное соперничество, многое связывает – высокий товарооборот, перспективы турецких инвестиций в иранскую энергетическую промышленность, а также общая для этих стран проблема курдов.
Роман Ларионов (радиостанция «Голос России»)