Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Голос России»: Палестина: история конфликта

Дата: 02.10.2011 Версия для печати
«Голос России»: Палестина: история конфликта

Истоки конфликта в Палестине, переросшего в серьёзную международную проблему, имеют давнюю историю ...

Восточный вопрос европейской дипломатии

«Восточный вопрос» занимал европейскую дипломатию ещё на рубеже XX века, когда великие державы пытались установить контроль над распадавшейся Оттоманской империей и разделить ее на сферы своего влияния.

После окончания Первой мировой войны перспективы удовлетворения национальных амбиций арабских народов, в том числе палестинского, стали более или менее реальными, поскольку политический статус территорий и народов, находившихся ранее под управлением Оттоманской империи, стал одним из главных вопросов, которые предстояло решить победившим европейским державам.

Из «четырнадцати пунктов» президента Вильсона, обозначивших рамки мирных соглашений, которые предстояло выработать на переговорах, один пункт, касавшийся самоопределения, можно было непосредственно применить к Палестине; "Турецким территориям нынешней Оттоманской империи необходимо обеспечить суверенитет и безопасность, однако другим необходимо гарантировать полную безопасность и ничем не ограниченные возможности для самостоятельного развития...".

Но на Парижской мирной конференции 1919 года союзные державы решили подчинить эти территории системе мандатов, закреплённой в пакте Лиги Наций, который был подписан 28 июня 1919 года и являлся составной частью Версальского договора о мире с Германией.

В соответствии с установленной Лигой Наций системой мандатов, Палестина перешла под управление Великобритании как государства-мандатария. По идее мандат был выдан на переходный период до достижения Палестиной статуса полностью независимого государства, статуса, который условно признавался в Пакте Лиги. Но, как известно, фактическое развитие событий в период действия мандата не привело к образованию Палестины как независимого государства. И главная причина заключалась в том, что в мандате не были учтены пожелания самого народа Палестины, хотя в пакте предусматривалось, что «пожелания этих общин должны являться первостепенными при назначении мандатария».

Но британское правительство проигнорировало это важное положение, потому что ещё за пять лет до получения мандата от Лиги Наций дало Сионистской организации гарантии в отношении создания в Палестине "национального очага" для еврейского народа. На этом настаивали сионистские лидеры, ссылаясь на наличие "исторической связи", поскольку их предки жили в Палестине за две тысячи лет до расселения в «диаспоре».

Ещё в 1896 году Теодор Герцль, основатель сионистского движения, целью которого было объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле, в работе "Der Judenstaat" (Еврейское государство) писал: "…речь идет о восстановлении еврейского государства. Пусть нам предоставят суверенитет над какой-либо частью земного шара, достаточной для удовлетворения справедливых требований нации, об остальном же мы позаботимся сами".

В качестве таких «частей земного шара» Теодор Герцль упоминал Палестину и Аргентину, но уже в 1897 году Первый сионистский конгресс, проходивший в Базеле, провозгласил, что главной целью сионизма является "создание в Палестине закрепленного в публичном праве очага для еврейского народа". С этого, в общем-то, и началась история современного государства Израиль. Причём права самого народа Палестины в этих планах в расчет не принимались.

Главная цель сионизма – создание своего государства. Эта цель осталась неизменной и после Первой мировой войны. Её открыто провозглашал Хаим Вейцман (будущий первый президент Государства Израиль в 1948–1952 гг.), возглавивший Всемирную сионистскую организацию в 1920 году.

Причём, чтобы добиться её, сионистские лидеры подчеркивали выгоды стратегического характера, которые получит Англия в результате образования еврейского государства в Палестине. В датированном 1914 годом письме своему стороннику Хаим Вейцман писал:

«...если Палестина попадет в английскую сферу влияния и если Англия будет способствовать заселению Палестины как зависимой от Англии страны евреями, то через 20-30 лет у нас был бы там миллион евреев, а может быть и больше; они... обеспечили бы в высшей степени эффективную охрану Суэцкого канала».

В другом письме Вейцмана за 1916 год говорится:

«Английский кабинет не только с симпатией относится к устремлениям евреев в Палестине, но и хотел бы, чтобы эти устремления были претворены в жизнь. Англия имела бы в лице евреев самых надежных друзей, которые были бы лучшими проводниками ее идей в странах Востока и служили бы связующим звеном между двумя цивилизациями. Это, разумеется, не самый важный аргумент, но любой политик, который смотрит на 50 лет вперед, должен придавать этому большое значение».

И надо сказать, что усилия сионистских лидеров не пропали даром. 2 ноября 1917 г. британский министр иностранных дел Артур Джеймс Бальфур направил на имя одного из активных сторонников сионистского движения Великобритании лорда Лайонеля Уолтера Ротшильда письмо, в котором излагалось обязательство британского правительства содействовать созданию еврейского национального очага в Палестине. В этом письме, названном впоследствии «Декларацией Бальфура», говорилось:

«Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране».

Таким образом, в Декларации Бальфура Великобритания обещала поддержать создание «еврейского национального очага». Но вместе с тем британские власти обещали и палестинским арабам свою поддержку, независимость и свободу.

24 апреля 1920 г. Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 г. и включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утвержденного Лигой Наций.

Таким образом, сионисты получили международную поддержку. Но для того, чтобы мечта о создании еврейского государства в Палестине стала явью, нужно было переселить туда евреев. А сделать это было непросто, даже, несмотря на усиление проявлений антисемитизма в Европе. К тому времени в Палестину иммигрировали лишь незначительные группы евреев, движимые чисто религиозными чувствами, и в 1923 гг. в их численность составляла всего 83,8 тысяч человек или 11% населения. И тогда Хаим Вейцман выдвинул лозунг, который стал движущей силой сионистского движения: «Перевести народ без страны в страну без народа».

И это принесло свои плоды: в ноябре 1947 г., к моменту принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины, из проживавших на её территории 1 млн. 845 тысяч человек, 608 тысяч были евреями.

Образование Израиля

К 1947 году ситуация в Палестине осложнилась настолько, что Великобритания, ссылаясь на то, что она не в силах выполнить те противоречивые обязательства, которые возложены на неё как на державу-мандатарий, подняла в ООН вопрос политического будущего Палестины. Для оценки ситуации в подмандатной территории и разработки предложений к посредничеству между живущими там арабами и евреями в мае 1947 года была создана UNSCOP - особая комиссия ООН, в которую входили представители разных наций, что по идее должно было способствовать принятию объективного решения.

UNSCOP выработала два возможных варианта решения конфликта. Согласно первому, предусматривалось создание двух независимых, но соединённых экономическим союзом государств. При этом Иерусалим, как Священный город трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама - должен был стать территорией под международным контролем. Такой же статус предполагался и для Вифлеема. Альтернативный вариант предусматривал создание федерации с еврейской и арабской составляющими.

В результате изучения вариантов, представленных UNSCOP, был одобрен первый план, и 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, которая предусматривала прекращение действия британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и создание на её территории двух государств – еврейского и арабского.

Но события ускорились, и действие британского мандата прекратилось уже 15 мая 1948 года. А буквально за несколько часов до этого еврейский Национальный совет провозгласил создание Государства Израиль. В ту же ночь египетские самолёты подвергли бомбардировке Тель-Авив и армейские подразделения пяти арабских стран численностью до 30 тысяч человек начали военные действия против только что провозглашенного государства.

31 мая из военизированных формирований «Хагана» (Организация обороны), «Эцел» (Национальная военная организация) и «Лехи» (Борцы за свободу Израиля) была создана Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), противостоявшая войскам Сирии, Египта, Трансиордании, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии и Палестинской армии. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе.

17 мая 1948 года главой Временного государственного совета Израиля был избран Хаим Вейцман, а в феврале 1949 года Кнессет утвердил его кандидатуру в качестве первого президента страны. В том же месяце в результате переговоров под эгидой ООН на острове Родос было заключено египетско-израильское перемирие, к которому присоединилась Трансиордания, а 20 июля соглашение о перемирии было достигнуто между Израилем и Сирией. Так закончилась первая арабо-израильская война - война за независимость Израиля.

Но Палестинское арабское государство так и не было создано. Мало того, в результате последовавших за первым вооружённым конфликтом ряда войн Израиль расширил свою территорию в результате оккупации всей Палестины. В свою очередь арабские государства продолжали считать себя находящимися в состоянии войны с Израилем, а само существование Израиля рассматривалось ими как «агрессия». Это привело к эскалации конфликта, который стал источником постоянной политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе:

Вторая арабо-израильская война 1956 г. «Суэцкая кампания»; Третья арабо-израильская война («шестидневная война») с 5 по 10 июня 1967 года; Четвертая война 1969-1970 гг. ("война на истощение"); Пятая война 1973 года («война Судного дня»); Шестая (ливанская) война 1982 года под кодовым названием «Мир для Галилеи»; Вторая Ливанская война (в арабском мире – «Июльская война»") 2006 года; Операция «Литой свинец» 27 декабря 2008 года – 20 января 2009 года, известная также как война в Газе, а в арабских странах как «Бойня в Газе» ( из-за большого количества убитых палестинцев).

Гражданская война в Палестине

Между тем в самом палестинском руководстве произошёл раскол, который в 2006 году вылился в открытое вооружённое столкновение между Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) и Исламским движением сопротивления (ХАМАС). Поводом стало распределение политического влияния в Палестинской автономии и попытка убийства премьер-министра Исмаила Ханини, представителя ХАМАС.

В июне 2007 года ХАМАС военным путём захватил власть в секторе Газа, заявив о намерении создать там исламское государство. В ответ 14 июня президент Палестинской автономии и лидер ФАТХ Махмуд Аббас объявил о роспуске правительства, ввёл на территории автономии режим чрезвычайного положения и взял всю полноту власти в свои руки. В результате вспыхнувшей кровопролитной гражданской войны за власть ХАМАС сохранил свои позиции лишь в секторе Газа, тогда как на Западном берегу реки Иордан власть сохранили сторонники Махмуда Аббаса, который создал на Западном берегу новое правительство и объявил боевиков ХАМАС "террористами". В итоге Палестинская автономия раскололась на два враждебных образования: ХАМАС (Сектор Газа) и ФАТХ (Западный берег реки Иордан).

Преодолеть раскол, который многие квалифицировали как гражданскую войну в Палестине, удалось только через четыре года: днем 3 мая 2011 года в Каире функционерами ФАТХ и ХАМАС, а также представителями ещё 11 политических движений и группировок Палестины был подписан договор о межпалестинском примирении и создании общих органов власти. Договор предусматривает формирование общего правительства под патронажем мировых общественных организаций, единой избирательной комиссии и проведение президентских и парламентских выборов.

Насколько серьёзно подписавшие стороны намерены его соблюдать покажет время, но первые результаты этого соглашения уже очевидны: 23 сентября 2011 глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас передал Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну официальную заявку с предложением признать независимость Палестины и предоставить ей полноправное членство в Организации. В тот же день Генсек ООН направил заявку в Совет Безопасности, члены которого единогласно решили передать её в Комитет по приему новых членов. Следующим шагом будет проект резолюции, подготовленный представителями всех 15 стран-участников Совета Безопасности, с рекомендацией принять или отклонить палестинскую заявку. Палестина надеется на положительное решение, поскольку её уже признали 132 государства. Но, как заявил постпред России в ООН Виталий Чуркин, Палестина скорее получит статус государства-наблюдателя. Это более реалистично, чем полноправное членство в ООН, хотя Израиль все равно выступает против.

Между тем «четверка» посредников ближневосточного урегулирования в составе ООН, ЕС, России и США также в начале 20-х чисел сентября представила план возобновления переговоров. Согласно ему первая встреча сторон на высшем уровне должна состояться в течение месяца, а затем в течение трёх месяцев должны быть улажены все территориальные споры. Представители Палестины ответили, что обдумают это предложение. Израиль с планом «квартета» согласился. Но тут же объявил об окончании моратория на строительство новых домов в Восточном Иерусалиме, который палестинцы считают своей будущей столицей, что грозит срывом переговоров.

Изгои на своей собственной земле и нежелательные иммигранты в чужих странах

Ещё одним камнем преткновения на переговорах является вопрос о возвращении палестинских беженцев. Как заявил в Москве на специальной пресс-конференции 28 сентября 2011 года посол Палестины в РФ Файед Мустафа: «Право палестинских беженцев на возвращение и компенсацию моральных страданий - это первостепенное право палестинцев, и мы (Палестинская автономия) не откажемся от него ни при каких обстоятельствах».

Согласно данным властей Палестинской автономии, общая численность палестинских беженцев около 6 млн., находящихся в более чем 132 странах. Комиссией ООН зарегистрировано 4.7 миллиона лиц, являющихся палестинскими беженцами (статус беженца переходит от родителей к детям).

Однако и эта цифра свидетельствует о масштабах и значимости проблемы.

В настоящее время существуют две крайне противоположенные точки зрения на причину исхода арабских беженцев. Согласно традиционной израильской историографии, более 75 % беженцев покинули места жительства добровольно по призыву арабских лидеров, чтобы не мешать действиям арабских армий. Лишь около 25 % беженцев по израильской версии покинули дома по принуждению израильской армии.

Согласно палестинской и арабской историографии большинство беженцев было изгнано из своих домов израильской армией насильно. Этот процесс имел целенаправленный характер и вылился в этническую чистку территории.

Большинство современных исследователей считает, что имели место оба эти процесса.

Решить вопрос о праве палестинских беженцев на возвращение и компенсацию моральных страданий будет нелегко. Если он вообще поддаётся решению. Тем более что прецедент уже был.

В марте 2010 года Европейский суд по правам человека вынес прецедентное постановление, согласно которому право беженцев на возвращение в свои жилища имеет ограничение по сроку давности. Оно было вынесено по иску греков-киприотов, требовавших вернуть им права на утраченную 35 лет назад собственность на северной части Кипра, но способно также повлиять на различные международные конфликты, включая палестино-израильский. Большинством голосов судьи приняли позицию турок-киприотов, настаивавших на том, что есть случаи, в которых реальность преобладает над "правами предков", а права жильца превалируют над правами домовладельцев.

Проблема остаётся

С урегулированием арабо-израильского конфликта проблема непростых, мягко говоря, взаимоотношений между арабами и евреями не исчезнет. По крайней мере, в обозримом будущем. Слишком уж велики различия между двумя народами. Их разделяют религия, исторический опыт, национальный менталитет и десятилетия взаимной ненависти, которая не раз уже приводила к открытым вооружённым столкновениям. Потребуется немало времени и усилий со стороны международного сообщества, национальных политических и религиозных лидеров, деятелей культуры, чтобы весь этот отрицательный опыт остался в прошлом, и, в общем-то, родственные народы получили возможность общаться если не дружески, то хотя бы по-добрососедски. В этой же области лежит и решение непростого вопроса о святых местах Святой Земли. В том числе и Иерусалима, на обладание которым претендуют и палестинцы и евреи. И может быть, в этом случае стоит вернуться к новому рассмотрению резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года, согласно которой Иерусалим – этот священный город трёх мировых религий - должен был стать территорией под международным контролем и обладать особым статусом?

Владимир Маевский


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф