Поддержка египетским президентом Мухаммедом Мурси сирийской оппозиции по причине его приверженности политическому исламу совершенно очевидна, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
Делегация Сирии покинула зал заседаний саммита Движения неприсоединения в Тегеране во время выступления президента Египта Мухаммеда Мурси.
Причина - глава делегации должен был дать интервью. Это не знак протеста против содержания речи египетского лидера, об этом заявил хорошо осведомленный в иранских и сирийских делах ливанский телеканал "Аль-Маядин".
Ранее президент Египта жестко раскритиковал сирийское правительство. Мурси назвал действия правительства Башара Асада деспотичными. Более того, он призвал сирийского лидера покинуть пост президента и провести мирную передачу власти в стране.
О позиции египетского президента Мухаммеда Мурси по сирийскому вопросу и роли Египта в Движении неприсоединения "Голосу России" рассказал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Борис Долгов.
- Сначала саммит Движения неприсоединения отказались посетить многие приглашенные лидеры. Потом, когда президент Египта поехал на саммит, он предложил создать некую контактную группу посредников по Сирии в составе Египта, Саудовской Аравии, Турции и Ирана. Однако, видимо, поняв, что это нереалистично, сделал такие громкие заявления против сирийского лидера. Как вы оцениваете столь последовательный нажим на сирийскую власть со стороны египетского лидера?
- Да, действительно, заявления Мухаммеда Мурси против президента Сирии вызвали такой эффект. Сирийская делегация покинула зал заседаний Движения неприсоединения в Тегеране. Прежде всего надо сказать, что Мухаммед Мурси перед своей поездкой на саммит Движения неприсоединения и перед своим зарубежным турне... Известно, что он посещал ряд стран, в том числе Китай, это было его первое зарубежное турне - продвижение египетской политики, египетских политических ценностей за рубеж.
Но прежде всего надо сказать, что сам Мухаммед Мурси, это известно, выходец из ассоциации "Братьев-мусульман". Соответственно, его политическое кредо - это политический ислам. И здесь поддержка сирийской оппозиции, в общем-то, совершенно очевидна.
Это главная сирийская зарубежная вооруженная оппозиция, где главную роль играют также "Братья-мусульмане". Притом радикальное крыло сирийских "Братьев-мусульман" в течение всей истории Сирии выступало против баасистского режима, который сейчас представлен Башаром Асадом.
Так что это выступление и позиция Египта против нынешнего сирийского руководства - это не ново. Известно также, что президент Лиги арабских государств Набиль аль-Араби (он египтянин) также выступает примерно с таких позиций в отношении к сирийскому руководству.
Я должен сказать, что Египет не играет основной, главенствующей роли в Движении неприсоединения. Оно сейчас восстанавливает свою роль, свои позиции прежде всего с участием и при инициативе Ирана, в какой-то степени Пакистана, Афганистана. И здесь Египет не представляет собой какую-то главную страну, которая играет ведущую роль.
- Ранее Мурси использовал антиизраильскую риторику, он говорил, что необходимо пересмотреть Кэмп-Дэвидские соглашения. Теперь он вдруг резко решил пойти против Сирии, хотя до этого говорил, что у него есть план ее спасения. Теперь он решил быть в тренде и пересмотрел свое отношение?
- Прежде всего, антиизраильская риторика Мурси нисколько не предполагает поддержку сирийского режима Башара Асада. Антиизраильская риторика звучит со стороны практически всех радикальных исламистских течений, в том числе и тех, кто сейчас с оружием в руках борется против режима Башара Асада.
"Аль-Каида" тоже выступает с антиизраильских позиций. Так что радикальный исламизм никогда не оставлял свою антиизраильскую риторику и продолжает исповедовать те же идеи. Так что здесь нет ничего нового.
А спасти Сирию Мухаммед Мурси намеревался именно исходя из своих позиций по развитию демократии в Сирии. То есть это передача власти оппозиции и конкретно "Братьям-мусульманам", что ставит его в ряды тех, кто фактически желает разрушения Сирии. Поскольку уход Башара Асада, если смотреть конкретно, что будет представлять собой Сирия после ухода Башара Асада, это, безусловно, распад страны на несколько квазигосударств, приход к власти радикальных исламистов, гражданская война в Сирии. То есть расчленение Сирии, ее уничтожение как единого суверенного государства.
- Согласитесь, что когда у власти были Муаммар Каддафи, Хосни Мубарак, это были яркие политически лидеры в арабском мире. Когда их не стало, заговорили о возникшей пропасти и о том, что таких людей сегодня нет.
Такое ощущение, что Мурси набирает очки как внутри своей страны, так и за ее пределами. Сначала провел реформы у себя в стране, затем выехал за ее пределы, теперь высказывается по Сирии. Ощущение, что это просто популистские лозунги, что он делает себя лидером арабского мира.
- Здесь надо сказать, что Мухаммед Мурси во внутренней политике Египта не является таким уж национальным лидером, поскольку когда были выборы, то фактически половина избирателей проголосовали за Мурси и половина - за Ахмеда Шафика - его оппонента, который выступал за светское государство.
Поэтому те его шаги, которые он проводит сейчас по явной исламизации Египта, в египетском обществе поддерживают не все. Нельзя говорить, что внутри страны он всеми поддерживаемый национальный лидер.
А что касается зарубежной политики, во-первых, это его первое турне, и он пока еще не достиг никаких успехов - ни в Китае, ни тем более сейчас на саммите Движения неприсоединения, поскольку, я повторюсь, Египет пока еще не является какой-то лидирующей страной в Движении неприсоединения.
Но надо отметить, что само Движение неприсоединения восстанавливается. Ранее оно не представляло какой-то политической силы в глобальной политике. Сейчас оно восстанавливает свою позицию.
Я не думаю, что Мухаммед Мурси представляет собой какого-то нового лидера, новую фигуру в арабском или в арабо-мусульманском мире, поскольку его явная антисирийская позиция сразу ставит его в ряд тех стран, которые пытаются свергнуть Башара Асада. Что последует за свержением Башара Асада, я уже говорил.
Но есть ряд стран, прежде всего Иран, Ирак, Алжир, Ливан, часть политических сил Иордании, которые выступают за мирные процессы в Сирии и за достижение там какого-то консенсуса, то есть против позиции Мурси.