В Саудовской Аравии шиитское меньшинство потребовало проведения демократических реформ. Власти обвинили Иран в дестабилизации обстановки и в попытках передела сфер влияния в арабском мире. ...
Саудовская Аравия – страна традиционно закрытая. Обо всех событиях, происходящих в ней, мировая общественность узнает только из официальных источников. Так произошло и на этот раз. О волнениях в восточных провинциях стало известно из сообщения Министерства внутренних дел. Обращает на себя внимание, что в Эр-Рияде зачинщиком протестных акций назвали некое "иностранное государство, разжигающее беспорядки с целью дестабилизации обстановки в стране". Ни для кого не является секретом, что имеется в виду Иран.
Соперничество этих стран за доминирование в исламском мире длится уже не первое десятилетие. Иран – государство, где господствует шиитское направление ислама, представители которого не оставляют своих собратьев по вере. Достаточно вспомнить радикальное движение "Хезболла" в Ливане, получающее и финансовую и военную поддержку из Ирана. Спонсирует Иран шиитские группировки и в Сирии, и в Йемене – странах, находящихся сейчас на грани гражданской войны.
Что касается Саудовского королевства, то там государственной религией является суннитская ветвь ислама. Государственная идеология монархии – ваххабизм, непримиримый к любым другим религиям, да и направлениям ислама тоже. Поэтому отправление любых религиозных обрядов, не вписывающихся в каноны ваххабизма, в Саудовской Аравии запрещено вплоть до смертной казни. Не говоря уже о том, что любое выражение протестных настроений карается законами шариата, заменяющими уголовное право.
Последствия противостояния двух исламских держав просчитать очень трудно. Эксперты полагают, что до открытого военного противостояния не дойдет, но напряженность в регионе будет расти, поскольку интересы двух государств все время пересекаются, говорит военный эксперт Владимир Анохин:
"Иран сейчас набирает силы, чтобы стать лидером в исламском мире. Сейчас эта роль принадлежит Саудовской Аравии. И поэтому, конечно, между ними существует конкуренция. Но доводить всё до открытого противостояния Иран не будет. Потому что саудитам вполне по силам поднять против Ирана весь арабский мир. У них очень высокий авторитет. Ну а это только и нужно Западу".
Владимир Анохин считает, что и Ирану и Саудовской Аравии абсолютно невыгодно переводить конфликт в военную фазу. Для правящей династии саудитов это может обернуться потерей огромного потока нефтедолларов, являющихся источником благосостояния королевства. Да и основные святыни ислама находятся именно в этой стране – Медина и Мекка, места, связанные с пророком Мухаммедом. А ведь хадж также позволяет неплохо пополнять казну монархии.
Что же касается Ирана, то из-за своих ядерных амбиций он превратился в международного изгоя. Но ведь и Эр-Рияд в последнее время намекает, что намерен в противовес Тегерану обзавестись ядерным оружием. И даже провел переговоры с Пакистаном на этот счет. Не надо также забывать, что за безопасность Саудовской Аравии отвечают США и НАТО, которые не позволят ни при каком раскладе нарушить беспрепятственные поставки нефти с Аравийского полуострова. Да и король Абдалла для Запада отнюдь не та фигура на Ближнем Востоке, которой можно пожертвовать, как Мубараком в Египте, Каддафи в Ливии или Асадом в Сирии. Его, может быть, и пожурят для вида, но сделают все, чтобы сохранить у власти, говорит востоковед Сергей Демиденко:
"Саудовцы не готовы воевать. Они не умеют воевать, во-первых. А во-вторых, все функции по поддержанию ее безопасности лежат на плечах Соединённых Штатов и НАТО вообще. То есть если Иран попытается каким-то образом эскалировать ситуацию в своих отношениях с Саудовской Аравией, то он столкнётся со всей мощью натовской военной машины".
Тем не менее противостояние Ирана и Саудовской Аравии - фактор долговременный. Пока, как считают эксперты, у правящей династии есть возможность погасить внутренние волнения с помощью экономических вливаний. До сих пор это срабатывало. Ведь если ситуация в стране будет накаляться, то это взорвет международный нефтяной рынок. Напомним, что Аравия располагает четвертью мировых запасов нефти. И её пусть даже частичный уход с этого рынка будет иметь уже не региональные, а глобальные последствия.
Александ Ватутин, Радио Голос России