Прокуратура Калининградской области добилась расширения федерального списка экстремистских материалов. Накануне вступило в силу решение суда Центрального района Калининграда о признании экстремистской литературой 16 книг турецкого теолога Саида Нурси, основавшего в начале XX века в Турции религиозное общество «Нурджулар».
Постановление Центрального райсуда Калининграда о признании 16 книг турецкого теолога Бадиуззамана Сайда Нурси, основателя религиозного общества «Нурджулар», в среду вступило в силу. «Решение суда вступило в законную силу и направлено в Министерство юстиции Российской Федерации для включения указанной литературы в список экстремистской с запрещением хождения на территории России», — сообщила в четверг «Газете.Ru» старший помощник прокурора Калининградской области Оксана Пономарева.
Организация «Нурджулар» запрещена в России решением Верховного суда РФ с 2008 года. Общая цель нурсистов традиционна для радикального ислама — прийти к власти в тюркоязычных и мусульманских странах.
В 2007 году Коптевский суд Москвы признал лишь некоторые русские переводы 14-томного сочинения Нурси «Рисале и Hyp» экстремистскими. Положительные заключения по произведениям Нурси дали Исламская конференция, совет по делам религии при Совмине Турции, университет Аль-Азхар и даже Ватикан.
В Калининграде дело приобрело совсем другой оборот. Как сообщил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, судебному разбирательству предшествовала спецоперация ФСБ ровно год назад. Тогда библиотека сочинений Нурси была обнаружена в квартире помощника имама строящейся мечети города Калининграда Амира Абуева.
Уроженец Дагестана 31-летний Абуев переехал в Калининград восемь лет назад. После обыска его обвинили в создании местной ячейки «Нурджулар». Уголовное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) расследуется до их пор.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе регионального управления ФСБ, «по версии следствия, руководимая калининградцем группа предпринимала попытки распространения в регионе, в том числе в учебных заведениях и местах лишения свободы, идей фундаменталистского ислама в трактовке Саида Нурси».
Сам Абуев отрицает создание какой-либо подпольной группы исламских фундаменталистов на западе России.
Изъятые у Абуева книги и послужили основанием для обращения прокурора области Алексея Самсонова в суд. Как сообщил «Газете.Ru» источник в суде, прокурорский иск рассматривался в обстановке строжайшей секретности, несмотря на то что формально судебные заседания закрытыми не были. «Дело сознательно не светили для прессы», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
Сейчас Абуев находится под подпиской о невыезде, однако, как ранее заявлял адвокат Сычев, в отношении его подзащитного назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, а это значит, что Абуева поместят в стационар — в психиатрическую лечебницу, которая, по сути, станет местом изоляции до решения суда.
Руководство религиозного общества мусульман Калининграда по поводу следственных мероприятий в отношении Абуева с корреспондентом «Газеты.Ru» общаться отказалось.
Тем временем калининградская прокуратура заказала судебную психолого-лингвистическую религиоведческую экспертизу книг Нурси. Были задействованы эксперты Института психологии РАН, Института языкознания и Института литературоведения РАН. Выводы экспертизы гласят, что изученные сочинения являются «единым комплексом средств психологического воздействия на сознание, волю и поведение человека, содержат признаки разжигания религиозной розни, формируют неприязнь к другим религиям и искажают информацию о них, посягают на права и свободы граждан, не исповедующих ислам».
Согласно постановлению суда, в данных произведениях «установлено наличие признаков экстремизма, в частности: возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».
В итоге районный суд признал экстремистской литературой переводы на русский язык следующих книг Саида Нурси: «Десятое слово. О воскрешении из мертвых» (три книги разных издательств), «Путеводитель для молодежи» (две книги разных издательств), «Слова», «Письма», «Сравнение веры и неверия», «Ислам в современной Турции. Интеллектуальная биография Бадиуззамана Саида Нурси», «Двадцать шестое сияние. Сияние для пожилых», «Трактат о природе», «Двадцать третье слово», «Путь сунны (избранное)», «Великое знамение. Часть первая. Наблюдения одного путешественника, спрашивающего у Вселенной про своего Создателя», а также брошюры «Тайна человеческого «Я» и мельчайшей частицы» и «Урок искренности». Теперь производство, распространение и хранение этих книг являются уголовно наказуемыми в России.
Турецкий курд Саид Нурси — один из самых почитаемых исламских деятелей в Турции, ряде арабских стран и стран Африки, но на Западе он мало известен. Во время Первой мировой войны Нурси входил в состав ополчения, попал в русский плен и был освобожден по личному распоряжению главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В 1919 году он вернулся в Турцию. Нурси был первым, кто призвал мусульман сообща с христианами противостоять безбожию. Он являлся признанным противником национализма и ваххабизма. Его труды изучал Второй Ватиканский собор.
Опубликовано: gazeta.ru