«Французский ислам больше не подходит мусульманской молодежи», — озаглавила на обложке свое досье сегодняшняя газета «Фигаро» «Конфликт поколений среди французских мусульман» — таков заголовок «Монд».
Обе газеты рассказывают о 13 ежегодном конгрессе, организованном Союзом исламских организаций Франции (UOIF) в городе Бурже, неподалеку от Парижа.
Сюда приходят всей семьей, купить одежду и книги, послушать выступления ораторов или дебаты, — пишет «Монд». Это самое большое мероприятие исламских организаций не только во Франции, но и в Европе, — вторит «Фигаро», — не менее 130 000 человек пришли с 3 по 6 апреля в выставочные залы Бурже, где состоялся конгресс. Обе газеты подчеркивают главное: конгресс состоялся через три месяца после трагической гибели редакции Charlie Hebdo и других терактов, сопровождавших это убийство. А значит, перед деятелями французского ислама неминуемо стояли вопросы политической и теологической идентичности.
Правая «Фигаро», впрочем, утверждает, что именно эти вопросы и не удалось разрешить. Более того, в издании говорится о трех нерешенных проблемах ислама во Франции. Этим трем проблемам посвящена отдельная колонка в подверстке. Это, во-первых, поиск теологической позиции, требующий порвать с салафией. Во-вторых, необходимость устранить разногласия между самими организациями, представляющими французских мусульман. А в третьих, начать активно взаимодействовать с государством. Вполне возможно, заключает газета, это позволит исламу во Франции, наконец, выяснить свои отношения с термином «светскость». «Конгресс в Бурже еще раз продемонстрировала двойственную позицию, ислам во Франции колеблется между подчинением республиканским законам и религиозным».
Передовица газеты озаглавлена «Двойной язык». Речь идет о заявлении, сделанном муфтием Парижской соборной мечети Далилом Бубакером о том, что количество мечетей во Франции нужно удвоить. Кто будет за это платить? — спрашивает газета. Закон 1905 года запрещает финансирование государством религиозных учреждений.
Но главное не это, и вопрос не в количестве мечетей, — продолжает «Фигаро» Газета предлагает обратить внимание на слова другого муфтия, руководителя мечети в Виллюрбане. Его обеспокоил тот факт, что мусульманская молодежь больше не обращается к официальным мусульманским организациям, предпочитая им радикальные варианты ислама. «Фигаро» считает, что вина лежит, прежде всего, на самих мусульманских организациях, «большинство которых никогда не выразило желания подчеркнуть свою приверженность республиканским ценностям и не поспешило громогласно осудить преступления, совершенные во имя Аллаха. Их плохая внутренняя организация, соперничество друг с другом и молчание обвиняют их самих и, отчасти, способствуют влиятельности утверждений фанатиков».
Иными словами, заключает «Фигаро» многие ответственные лица, представляющие ислам во Франции, так и не порвали с языком двойных стандартов и по-прежнему смешивают призыв соблюдать республиканские законы с призывом строго соблюдать предписания ислама. «И нет никакого четкого призыва поставить республиканские законы над законами ислама, — заключает «Фигаро», — а в такой ситуации трудно ожидать от молодежи умеренного отправления культа».
На своих внутренних полосах «Фигаро» сопоставляет высказывания муфтия Парижской мечети, с одной стороны, и главы Союза исламских организаций Франции, с другой. «Любовь мусульман к пророку является проявлением веры и самой квинтэссенцией веры. Мы никогда не допустим, чтобы память или личность пророка подвергались оскорблениям, насмешкам или неуважения», — сказал Далил Бубакер. В то же время, Амар Ласфар напомнил собравшимся: исповедание ислама должно приспособиться к реалиям общества, а не наоборот, мусульмане Франции должны соблюдать французские законы, все французские законы». Эти два видения ислама, подчеркивает «Фигаро» , несомненно, охватывают большинство мусульман, но не всех: молодежь они не привлекают».
Обращаясь к этой же теме, «Монд» напоминает, что в рамках конгресса прошел Форум молодых мусульман Франции. Поколение, родившиеся во Франции, работающее, участвующее в профессиональной и ассоциативной жизни, болезненно переживает период «после Шарли» и опасается роста исламофобии, — говорится здесь.
Об исламофобии на страницах «Монда» говорят многие опрошенные участники и посетители конгресса. Особенно затронуло мусульманское население Франции желание некоторых депутатов запретить ношение платка девушкам, студенткам университетов, а также сотрудницам школ и детских садов. Многие из тех мусульман, что стали участниками манифестаций под лозунгом «Я Шарли», чувствуют себя в подвешенном состоянии между общей настороженностью населения в отношении мусульман и своим полным неприятием радикальной религии.
Статья, где опасность нетерпимости и исламофобских настроений — основная тема, неожиданно заканчивается на совсем другой ноте, словами одного из опрошенных. «Я не уверен, что исламофобии после терактов стало больше, но нас это привело в идеологический тупик. Среди нас не нашлось никого, кто мог бы выразить наше мнение и сказать: Я не Шарли, но я вместе с Шарли». И подобное заключение сближает «Монд» и «Фигаро».