Красиво. Элегантно. С восточной, сводящей зубы сладостью — бац-бац и в дамки. Свежеизбранный президент Египта Мухамед Мурси, с момента своего избрания пытавшийся доказать Западу, что «Братья-мусульмане» не так страшны, как их малюют, молниеносно провел вчера замечательно тонкую операцию по кастрации политического влияния светской военной верхушки в своей стране.
Закрепил, так сказать, завоевания площади Тахрир. И не важно, что «Братья-мусульмане» до последнего момента на площади не показывались, не приведи Аллах, Мубарак взял бы верх — и тогда от движения, и так находившегося на тот момент вне закона, вообще не осталось бы ни рожек, ни ножек. А вот свалили Мубарака, и организованные «братья» взяли — демократически — выборы. Армия, вернее Высший военный совет сдаваться не собирался и под шумок приписал себе специальным декретом последнее решающее слово в бюджетных, оборонных и внешнеполитических делах. «Братья-мусульмане» в ответ выиграли большинство мест в обеих палатах парламента и попытались создать конституционную комиссию, где большинство принадлежало именно им. Высший конституционный суд Египта, правда, признал треть депутатов нижней палаты парламента незаконно избранной и по сути заблокировал работу законодательной власти. Высший военный совет остался вершителем внешней и основной внутренней политики — президенту достались крохи исполнительной власти. Тот, однако, держал хорошую мину. Статус-кво вроде установился; очередная комиссия приступила к работе над созданием новой конституции. Мубараковский истеблишмент, отстоявший в политической игре свои интересы, вздохнул относительно спокойно. И тут — как манна с небес — теракт на Синайском полуострове в районе израильско-египетской границы. Шестнадцать египетских пограничников расстреляны во время трапезы по окончанию дневного поста в священный для мусульман месяц Рамазан. Захвачен БТР, и предпринята попытка прорваться на нем на израильскую территорию.
Мурси времени не терял — на следующий же день в сопровождении Мурада Муаффи, главы общей разведки, и фельдмаршала Мухаммада Хуссейна Тантауи, главы Высшего Военного Совета, он прилетел на Синай, где твердо пообещал, что с террористами, окопавшимися на полуострове, будет жестко покончено. Ну а как же иначе — египетская гордость пострадала: какие-то бедуины или хуже того отморозки из Газы порешили шестнадцать военнослужащих. До этого ни контрабанда оружия через Синай в Газу, ни вылазки боевиков из сектора с целью провести с египетской территории атаку-другую против израильских целей Каир особо не волновало. Да и действительно — других забот было невпроворот. И дан приказ ему на север: подземные туннели для контрабанды в Газу ликвидировать, ответственных за нападение на пограничный пост широкомасштабно свести на нет. Для этого получить согласие Израиля, несмотря на положения мирного договора от 79-го года, ввести дополнительные военные подразделения, включая тяжелую бронетехнику и вертолеты, на Синайский полуостров. Операция получила кодовое название «Орел-3». В рамках двух предыдущих «Орлов» боевиков и туннели по каким-то причинам ликвидировать не удавалось. Генерал Муаффи, наследник всесильного в свое время начальника общей разведки Омара Сулеймана, один из основных партнеров Иерусалима в новой египетской политической верхушке, операцию пообещал провести в лучшем виде, но тут же прокололся, заявив, что израильтяне заранее скинули египетской разведке точечное предупреждение о готовящемся теракте, и что предупреждение было передано в армию... Первой его голова и полетела. За неполное служебное соответствие.
Неделю спустя Мухамед Мурси, президент, Мухамед Хуссейн Тантауи, фельдмаршал и глава Высшего военного совета, Сами Анан, начгенштаба египетской армии, вместе после молитвы сидели за вечерней трапезой, прекращающей дневной пост. Тантауи и Анан докладывали об успехах анти-террористической операции: счет уничтоженным исламистам-фанатикам на Синае шел на десятки... Мурси был доволен еще и тем, что отставка Муаффи прошла гладко, военные решили эту пилюлю проглотить. Прошли еще сутки, двое. В пять вечера в Каире брифинг: президентский пресс-секретарь скороговоркой объявляет, что глава Высшего военного совета, фельдмаршал, министр обороны Мухаммад Хуссейн Тантауи президентским приказом отправлен на пенсию, вместе с ним — начальник генерального штаба Анан, командующие ВВС, ВМФ, ПВО в отставке с минуты оглашения сообщения. У Высшего военного совета отчуждаются законодательные функции. Президент принимает на себя всю полноту законодательной и исполнительной власти. Мурси так же сможет распустить конституционную комиссию, если та не придет к согласованному варианту основного закона, и назначить участников комиссии по новой. В эти же минуты проходят скромные церемонии назначения нового министра обороны и нового начгенштаба. Официальная формулировка, появившаяся в государственной «Аль-Масри аль-Юм»: «Перестановки в руководстве служат цели достижения стабильности, в то время, когда вооруженные силы ведут антитеррористическую операцию, а так же цели полного выполнения армией своих функций». Египетские «Братья-мусульмане» и либералы празднуют: демократия победила, у армии отобрали несвойственные ей законодательные функции и влияние. Тантауи получил высшую госнаграду Египта, Анан — тоже награду, но рангом пониже. Обоих душевно выпроводили в течение дня на пенсию, оставив почетные звания советников президента. Другим отставленным генералам тоже положили масла на хлебушек, назначив руководителями госкомпаний, предотвратив тем самым даже саму мысль о возможном военном перевороте. А то на военные перевороты египтяне за свою новейшую историю уже насмотрелись...
И вроде все хорошо. Конституция напишется, по ней будет проведен референдум, потом повторные выборы в парламент. Жизнь наладится.
С тем, что у премьер-министра Турции Эрдогана, с его исламской партией заняло около пяти лет, Мурси справился за пару месяцев. Подавил авторитетом светскую армейскую верхушку, которая выступала за сохранение мирного договора с Израилем и за диалог с Западом. «Братья-мусульмане» уже не раз говорили о том, что договор 79-го года неплохо бы пересмотреть, хотя сам Мурси официально заявлял, что Египет будет выполнять все взятые на себя международные обязательства. И то — полуторамиллиардная ежегодная американская финансовая помощь зависит от того, останется ли договор в силе.
И действительно — вроде ничего страшного. Политический ислам взял верх, но ведь демократическими же методами. Ну, свернут по-тихому антитеррористическую операцию на Синае, объявив цели достигнутыми... Только вот есть легкое — пока — чувство внутреннего дискомфорта. Может, потому что новый начгенштаба пару месяцев назад заявил, что весь бардак и отсутствие власти на Синайском полуострове — это результат сионистского заговора, ставящего своей целью ослабить национальную идентификацию и принадлежность к египетскому народу местных бедуинских племен... То ли потому, что верхняя палата парламента, большинство в которой составляют «братья», назначила во все государственные национальные газеты новых главных редакторов... А может, потому что на прошлой неделе МВД Египта по решению суда округа Гиза изъяло весь тираж газеты «Аль-Дустур», декларирующей свою анти-исламистскую позицию, за «оскорбление президента и разжигание межконфессиональной розни». При Мубараке, кстати, бывшего главреда «Аль-Дустур» тоже арестовывали за «оскорбление президента». А может, из-за того, что администрация президента решила объявить о новых назначениях, пригласив на пресс-конференцию и на церемонию назначения только государственные каналы, ибо частные не всегда «точно сообщают новости». Складывается ощущение, что египтяне, сами того особо не желая, поменяли шило на мыло — и что исламская демократия явно будет не намного лучше светского полувоенного авторитарного режима. И тем не менее, Мурси надо отдать должное — операция по смене военной верхушки прошла гладко и бескровно... Остается лишь ждать, как еще президент от «Братьев-мусульман» удивит и свое население, и сторонних наблюдателей...
Автор: Андрей Кожинов
Источник: Ежедневный Журнал