Прозвучавшее в прошлый вторник заявление египетского дипломата Халеда Амары о том, что его страна собирается восстановить дружеские двусторонние отношения с Ираном, стало очередным свидетельством геополитического поворота, который можно наблюдать в действиях Каира после недавних революционных событий и отстранения Хосни Мубарака от власти.
Выступая перед парламентской комиссией по внешним связям, будущий глава дипломатической миссии Египта в Тегеране сказал, что диалог с ключевыми региональными игроками, в том числе и с Ираном, является важной предпосылкой для повышения влияния Каира в регионе.
Смена режима придала новое дыхание тому потеплению между двумя странами, которое происходило в последние годы, и положило конец враждебности, царившей в их отношениях с 1979 года. И если изначально речь шла об экономических выгодах - не так давно Тегеран начал экспорт нефтепродуктов в Египет, - то после того, как большинство в парламенте получили происламские силы, речь пошла и о вопросах безопасности. Теперь странам важно достигнуть “понимания в вопросах иностранного присутствия в регионе”. Последние заявления Халеда Амары можно трактовать и как согласие “подыграть” Ирану в вопросах его атомной программы - поддержка права ближневосточных стран на мирное использование ядерной энергии также числится в списке вопросов, которые должны стать предметом совместной работы.
Все это становится следствием того антизападного и промусульманского поворота, который стал возможен благодаря событиям Арабской весны. В то время, как работники западных неправительственных организаций и фондов подвергаются преследованиям, в египетском МИДе заявляют о необходимости начать новый этап взаимоотношений с Ираном. Даже шиитский Тегеран постепенно становится более близким союзником, чем Вашингтон, выделявший огромные суммы для удержания Египта от открытого сползания в типичный для региона исламский фундаментализм. Не в последнюю очередь именно финансовая помощь удерживала Каир от открытой конфронтации с Израилем, цементировав тем самым Кэмп-Дэвидское мирное соглашение.
Но ближайшие месяцы, скорее всего, окончательно подтвердят неизбежность смены геополитического вектора движения Египта. Предстоящие в мае этого года президентские выборы должны стать одним из самых важных событий в процессе перехода власти из рук военного совета к гражданским институциям, выбранным демократическим путем. Именно будущий президент будет оказывать самое сильное влияние на курс, который будет избран страной, включая взаимоотношения с Израилем и Западом. В его полномочиях находится контроль процесса создания новой конституции, и ему предстоит определить статус военного совета, все еще удерживающего реальную власть в стране. И судя по тому, что оба главных претендента на президентский пост являются исламистами, речь будет идти не о выборе курса, а о том, насколько радикальным будет этот курс.
Наиболее вероятный победитель предстоящей избирательной гонки, кандидат от движения “Братья мусульмане” Мохаммед Морси требует запретить участвовать в выборах женщинам и немусульманам, считая, что это противоречит шариату. По его словам, во время принятия решений парламент должен консультироваться с советом мусульманских “ученых мужей”, что до боли напоминает попытки копировать политическое устройство Тегерана. Не менее тревожно выглядят его заявления, направленные против Израиля, в которых он называет его граждан “убийцами и кровопийцами”. Коротко изложить программу кандидата можно с помощью его же слогана “Коран - наша конституция, шариат - наш ориентир”.
Главный соперник кандидата от “Братьев мусульман” ранее также принадлежал к этому движению. Абдель Монейм был исключен из организации в прошлом году за то, что вопреки решению “Братства” не выдвигать кандидатуру на президентский пост в 2011 году, он все же объявил о своем намерении бороться за победу на выборах. Представлявший более умеренное крыло в мусульманском движении Абдель Монейм выступает против притеснения политических прав вне зависимости от идеологии и религиозной принадлежности, настаивая на том, что ислам - это, прежде всего, не наказания и запреты, а справедливость и милосердие. Тем не менее, в своей кампании он также делает акцент на мусульманской идентичности Египта, которой страна “гордится уже 15 веков подряд”. И это лишь подтверждает предположение, согласно которому Каир стремительно выходит из под западного влияния, становясь все менее светским. Дискуссия ведется лишь о том, насколько серьезным будет этот исламский поворот, что несомненно ставит под вопрос как будущее египетской демократии, так и мирное сосуществование с соседним Израилем.
Александр Голубов, ПОЛИТКОМ.RU