Нет сомнений в том, что итоги только что завершившегося референдума по проекту египетской конституции соберут такое множество «да»
Страстно этого желали движение «Братья-мусульмане» и все его фракции на местах и за рубежами Египта. Но я убежден, что в скором времени вспыхнут острые разногласия, разгорится полемика относительно всего, что нам показали…
Уже сегодня можно поставить под сомнение чистоту, честность и открытость прошедших выборов. Как личность и добропорядочность самого «спонсора» - президента Мурси, инициатора всей этой шумной затеи с перелицовкой старого и надежного документа, верно всем нам служившего – Основного закона Арабской республики Египет, принятого в 1971 году.
Кто как не Мурси обещал нации, что не допустит вынесения на всенародный опрос никакого проекта без предварительного всенародного консенсуса… Возникнут вопросы и по поводу смысла всего происходящего, если более половины египтян еще до начала голосования высказались против документа, отредактированного «братьями». И мы уже на пороге резких критических воззрений нашего общества относительно многих его положений. Не надо состоять ни в какой оппозиции, чтобы не принять прописанные в Законе запреты общественных свобод, равенства и гражданско-правового характера египетского общества.
Однако схватка предстоит серьезная. Сам Мурси, все «братство», тесно сплотившееся за его спиной, все правоверные, исповедующие фундаментальный ислам крайне сурового толка, станут стеной на пути любой конституционной поправки.
Разве кто-нибудь из них отреагировал на массовые манифестации в дни, когда готовился проект и выносилось решение по референдуму, обратил внимание на всплеск протеста, митинги, демонстрации, сидячие забастовки, даже голодовки между первой и второй фазами опроса?
А дальше перспективы и вовсе безрадостные. Чрез три месяца после ратификации проекта конституции – это тоже обещал Мурси – начнется избирательная кампания по выбору депутатов парламента. «Братья» оказались умнее и решительные всех нас: все это «время ожидания» будет действовать Совет Шуры, законодательная власть, заменяющая парламент. Шуру полностью контролируют исламисты, которых заблаговременно назначил сам президент…
И тогда вокруг всего жизненного политического пространства замкнется «круг гегемонии». Не удивляйтесь, внутри блокадного кольца окажется и египетская юстиция, ибо ее независимость от законодательства будет ликвидирована особым положением нового Основного закона.
И засверкает всеми гранями «ренессанс» - лозунг, начертанный на исламистских знаменах, которым, как щитом, прикрывались «братья», выступая на штурм президентской власти и воюя с оппозицией.
Лидеры «Братьев-мусульман» обращаются к нам с заверениями, что все права оппозиции будут соблюдены. Но кто этому поверит, если по любому поводу группа бросает мобильные силы для подавления любого стихийного или организованного и даже санкционированного протеста. Все, до чего дотянулись их руки, это уже не наша территория…
В эти дни мы неоднократно видели на телеэкранах, читали на газетных страницах выступления имамов, кого в народе метко окрестили «партийными кадрами исламистов». Горящий взор, пафос ораторское мастерство. И все для того, чтобы в своих проповедях отказать оппозиции и всем инакомыслящим в праве на свободу волеизъявления в нарушение всех легальных и гражданских концепций цивилизованного общества.
Святые отцы, уже не колеблясь, во всеуслышание делят египтян на два лагеря. Тех, кто поддерживает проект конституции и движение «Братья-мусульмане», и на тех, кто против и кого они называют еретиками, неверными, нечестивыми гяурами.
Имамов, как будто наняли «подливать масла в огонь». По свидетельству журналистов стычки между сторонниками Мурси и оппозицией, переходившие в рукопашные, случались как раз в тех мечетях, в которых хатыбы-проповедники поносили «несогласных» с проектом конституции.
В ряды оппонентов Мурси просачивались фанатики, обвиняя их в том, что они «дьявольски перемешивают веру и политику». Слово за слово – и драка, даже если самому хатыбу не удалось разогреть толпу «до нужного градуса»…
На египетской улице поляризация двух политических фракций уже давно стала явью. По мнению по крайней мере одной из них, «красная линия» проходит между верой и безверием. Народ одной страны безнадежно разобщен, политическая расселина углубляется с каждым днем.
Вот так. Разные грани политической жизни стали компонентами общей грозной беды – национального несогласия.
И то, что мы еще вчера считали беспокойным и тревожным сном, сегодня становится явью – Мурси реализует курс на монополизацию всей египетской жизни и на всех уровнях: официальных и государственных. От прямых атак на людей «не исламистского звания», занимающих перспективные посты, на которые назначаются сторонники президента, до выдавливания, выжимания, создания невыносимых условий, когда люди добровольно сдают позиции «братьям».
Когда заработала конституционная комиссия, о ее составе египтяне отзывались насмешливо пренебрежительно: «братья», только «братья», никого кроме «братьев». Потом запоздало опомнились: исламисты показали им архетип, изначальную идею просачивания во власть.
Что толку сегодня вновь зубоскалить и называть «братьев» «внебрачными детьми власти», проще – ублюдками, если исламисты расселись, как куры на насесте, на всех политических местах.
Через месяц-другой станет ясно, реализовал ли Мурси свою лучезарную мечту вывести арабскую державу Египет курсом на исламизм.
«Мурсисты», как сейчас стали все чаще называть «братьев», убедившись окончательно в том, что их наставник - президент великой африканской страны, все сильнее сжимают руки на горле власти, оттесняя в кювет движения, партии, отдельных личностей, кто все еще взывает к разуму и торжеству гражданского правления.
Сегодняшний Египет… Государство после референдума…
Что это мы все о политике. А ведь экономика стала. В полемике, в бурных словопрениях мы о ней как-то позабыли. Как жить, главное – чем жить завтра.
Еще одно явление, которого никто не ожидал. Толпы безработных вклиниваются в политические марши и протестные шествия, провоцируя потасовки. Им не на что содержать семьи, кормить детей. И нечего терять…
Они начинают формировать все нарастающую грозную силу, аполитичную и оказавшуюся над схваткой за власть. Их бесполезно спрашивать, по какую они сторону баррикад…
От них достается всем. И правоверным, и гяурам…
«Dar Al-Hayat», Ливан, перевод радио «Голос России»